Профессия – из цифрового мира. Ярославская область перестраивает систему профессионального образования под рынок труда

На единой цифровой платформе будут представлены образовательные ресурсы, позволяющие получить профессию, пройти переподготовку, повысить квалификацию, приобрести новые компетенции.

На единой цифровой платформе будут представлены образовательные ресурсы, позволяющие получить профессию, пройти переподготовку, повысить квалификацию, приобрести новые компетенции.

Однако профессиональное образование в онлайн-режиме – это лишь часть возможностей, которые предоставляет созданный в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» Центр опережающей профессиональной подготовки.

Учиться вместе…с двойником

Педагоги, осваивающие навыки работы с VR-оборудованием в новом Центре опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), не скрывают восторга: это новый мир! Их чувства можно понять: обучающиеся словно обретают цифрового двойника – и вместе с ним в виртуальной реальности накапливают знания и опыт, которые необходимы и в реальной жизни. 

Первыми курс обучения прошли преподаватели техникумов и колледжей региона: освоив новое оборудование, они смогут использовать новые технологии в обучении своих студентов.

Заместитель директора по информационно-методической работе Ярославского торгово-экономического колледжа Ирина Балабанова в очках виртуальной реальности и джойстиками в руках уже ощущает себя как рыба в воде.

– В компьютерном мире можно смоделировать ситуации, которые в настоящем либо случаются крайне редко (но научиться реагировать на них необходимо), – либо они сопряжены с запредельным риском, которому мы, конечно же, не можем подвергать ученика, – объясняет Ирина Александ­ровна. – Скажем, оператор технологической установки нефтеперерабатывающего завода должен уметь действовать в экстремальных условиях, но никто не станет специально для обучения провоцировать аварии. Лаборанта фармацевтического предприятия надо научить исследовать смертельно опасные вирусы.

Виртуальная реальность позволяет без угрозы жизни и здоровью отработать необходимые навыки. Полезен такой формат и при освоении других профессий. Скажем, будущий менеджер по туризму может совершить виртуальное путешествие по городам и странам. А повар – изнутри увидит кухню первоклассного ресторана и даже попробует сам что-нибудь здесь приготовить. Конечно, учащимся и студентам это будет интересно, тем более что молодежь сейчас процентов на 70 – визуалы, то есть им лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Возможно, уже через несколько лет VR-технологии станут «золотым стандартом» в профессиональном образовании. 

Но сначала предстоит разработать программное обеспечение для обучения многим специальностям.

– Познакомить преподавателей с VR-оборудованием важно и с точки зрения укрепления авторитета педагога, – уверен Артем Сальников, преподаватель рыбинского детского технопарка «Кванториум» и Тутаевского IT-куба. – В наше время нарушилась традиционная цепочка передачи информации и опыта поколений, когда старшие обучают младших. Сегодня многие школьники знают о виртуальной реальности больше своих учителей и родителей, хотя и используют ее в основном для игры, развлечений. Решить проблему сможет создание компетентностно?ориентированного информационного поля, где учитель и ученик снова займут привычные для себя роли.

Цифровая платформа – и новый корпус

Между тем новый регио­нальный Центр опережающей профессиональной подготовки отнюдь не ограничивается VR-технологиями в обучении. Это лишь один пазл большой картины.

ЦОПП позиционируется как современная мониторинговая, аналитическая, экспертная и методическая площадка для подготовки кадров. Он создан в рамках регио­нального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» и соглашения между правительством Ярославской области и Министерством просвещения РФ.

На реализацию проекта предусмотрено более 60 млн рублей, при этом значительную часть средств – 40 млн – выделило ПАО «Сбербанк России».

Базовое ядро Центра – цифровая платформа, на которой размещена вся информация об образовательных ресурсах региона – кадровых, методических, материальных. Она позволяет оперативно создавать модули образовательных программ по заявкам работодателей с учетом освоения желаемых навыков обучающимися и оптимального времени обучения.

Кроме того, на площади более 1 000 квадратных метров в специально отремонтированном корпусе Ярославского торгово-экономического колледжа создано многофункциональное пространство. Здесь есть коворкинг с местами и оборудованием для работы, медиазона, современные компьютерные классы, лекторий, переговорная зона и три уникальные аудитории-трансформера с оборудованием виртуальной и дополненной реальности.

– Возможность работы Центра в современных многофункциональных помещениях, оснащенных передовым оборудованием, позволит более успешно реализовывать проекты в области профподготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Главная задача Центра – аккумулировать образовательные ресурсы для профориентации, получения школьниками первой профессии, ускоренного обучения взрослого населения региона по наиболее востребованным направлениям, – отметил и.о. заместителя председателя правительства Ярославской области Роман Колесов. – У нового Центра впереди много важных задач, решение которых с применением передовых практик и участием бизнес-партнеров поможет сфере профессионального образования оперативно реагировать на запросы рынка труда.

Цель сотрудничества – анализ реальных потребностей рынка в рабочих кадрах, формирование и обновление банка лучших образовательных практик, разработка профориентационных и образовательных программ для различных категорий обучающихся. 

Так формируется уникальная единая образовательная база подготовки и переподготовки кадров по самым востребованным в регионе специальностям и компетенциям.

Парад вкусных блюд

Еще одна важная задача – профориентация школьников.

Как пояснила директор Ярославского ЦОПП Татьяна Вершинина, «пилотами» стали две школы Ярославля, старшеклассники которых решили параллельно со средним образованием получить популярные рабочие профессии – с правом последующего трудоустройства. Очень прагматично, потому что поступление в вуз на 100 процентов не гарантировано, и если что – можно приземлиться на запасной аэродром. Да и подработка не помешает.
13 учеников школы №89 под руководством наставника – Натальи Кручининой,  призера региональных конкурсов «Молодые профес­сионалы» WorldSkills Russia и конкурсов мастеров производственного обучения, эксперта региональных чемпионатов WorldSkills и Абилимпикс, изучают поварское дело.

Каждое занятие такое содержательное, что просто пальчики оближешь. Что больше всего ребятам запомнилось? Отвечают дружно: тыквенный суп-пюре, спагетти с соусом болоньезе и вкуснейшее мороженое собственного приготовления. 

А ученики школы №52 осваивают профессию портье – в гостиничном бизнесе это настоящая рабочая лошадка. Курс обучения максимально оптимизирован: 72 часа теории и практики.

Рынок труда ставит планку

– В России отрабатывается отвечающая современным реалиям методика мониторинга и прогнозирования рынка труда. Мы поучаствовали в этом эксперименте и по его результатам вошли в четверку лидеров по стране, – гордится Татьяна Вершинина.

Ярославцы провели анализ потребности в кадрах работодателей – от крупнейших предприятий до индивидуальных предпринимателей. Не на все из 5 000 обращений ими был получен ответ, но выборка оказалась репрезентативной и позволила составить рейтинг из 150 «самых-самых» профессий. Это и стало руководством к действию.

– Но ориентироваться мы будем в первую очередь на запросы рынка труда. Скажем, открывается новое производство, внедряются новые технологии, происходит перевооружение или смена поколений в коллективе. Мы в короткие сроки поможем решить кадровый вопрос, – говорит Татьяна Павловна.

По словам директора ЯТЭК Натальи Костериной, выстраивается взаимодействие и с Центром занятости населения. Причем Ярославский ЦОПП от подобных учреждений других регионов выгодно отличает возможность комфортного обучения и переобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– Специально для этого на внебюджетные средства и средства, выделенные из бюджета Ярославской области, было приобретено специализированное оборудование и соответствующая мебель, – подчеркнула директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5n2t/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость