Век из истории не вычеркнуть. В Ярославле на выставке к 100-летию СССР сняли видеофильм
В следующем году региональное отделение Союза художников России будет отмечать 90-летие. Юбилейный год планируется наполнить яркими событиями. А предваряет его открывшаяся в конце 2022 года выставка «Советское время» (0+), посвященная 100-летию СССР. На ней представлены произведения ярославских художников, которые находятся ныне в частных собраниях. Увидеть их в целостной композиции – редкая удача для ценителей изобразительного искусства. Об истории ярославской художественной школы рассказывает документальный фильм, премьера которого состоится в канун Рождества.
– Поначалу хотела назвать экспозицию «Советское искусство». В этом не было бы фактологической ошибки, потому что эти произведения живописи и графики созданы в период существования Союза Советских Социалистических Республик, к 100-летию образования которого и приурочена выставка. Но желание посмотреть на значимое явление нашей недавней истории взглядом философа подсказало более глубокое и ёмкое название – «Советское время». Творчество в лучших его проявлениях – это всегда разговор о времени и о себе, – говорит куратор выставки искусствовед Надежда Воинова.
Искусство периода существования СССР представлено на выставке всеми жанрами живописи и графики. Здесь есть портреты современников и автопортреты самих художников, бытовые и жанровые картины, произведения на темы истории страны, натюрморты, пейзажи, в том числе архитектурные, запечатлевшие старинные памятники Ярославского края.
– Значение советского периода в культурной жизни ярославцев трудно переоценить. В те годы Ярославский Союз художников завоевал большой авторитет в профессиональном сообществе. Звания «Народный художник» были удостоены Юрий Семенюк, Геннадий Дарьин, Владимир Ульянов, Адольф Булдыгин. Почётным членом Российской академии художеств был Фёдор Новотельнов.
Появилось ярославская школа живописи: выпускники учебных учреждений Москвы и Ленинграда преподавали в Ярославском художественном училище, передавая свои знания и профессиональный опыт молодёжи, поддерживая высокий уровень художественного образования в Ярославле, – уточняет Надежда Воинова. – С именами именитых ярославских живописцев можно связать усилившийся в искусстве в послевоенные десятилетия интерес к отечественной культуре, к её глубинным истокам. Своим искусством они стремились осмыслить и закрепить в сознании современников духовный опыт, нравственные силы многих поколений русских людей и того поколения, что вынесло на своих плечах тяжкие испытания Великой Отечественной войны. Идея единства человека с родной землей и родной природой нашла воплощение в художественных образах произведений, наполненных глубоким, проникновенным внутренним содержанием.
Девять из авторов ветераны Великой Отечественной войны. Большой вклад в изобразительное искусство региона внесли фронтовики Всеволод Дружинин, Юрий Семенюк, Геннадий Дарьин, Вячеслав Шепелев, Семён Горячев, Виктор Непостаев, Спартак Глушков, Василий Трамзин, Валентин Леонтьев. Например, Валентин Николаевич Леонтьев, окончив в 1931 году Ярославский художественно-педагогический техникум, продолжил обучение в Ленинграде, являлся Сталинским стипендиатом. В 1941 году с дипломного курса института при Академии художеств ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в боях на Северо-Западном фронте, при выходе полка из окружения попал в плен. Был освобождён войсками союзников на территории Германии. В 1947 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, в 1951 – 1983 гг. преподавал в Ярославском художественном училище и, конечно же, плодотворно работал. С особой любовью он писал виды Ярославля.
– Прошедшие вместе со страной тяжелые испытания фронтовики стали её нравственной элитой. Деятелям советского искусства часто ставят в вину педалирование идеологии. Но здесь мы идеологии не видим, а вот идеалы – да. И они находят отклик в сердце каждого человека: любовь к Отчизне, человеколюбие, доброта, гуманизм, уважение к труду, семейные ценности, – восторгается экспозицией заслуженный художник России Леонид Малафеевский.
– В ноябре этого года Президент Владимир Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В их числе названы: служение Отечеству, патриотизм, историческая память и другие. А моих старших товарищей, учителей и коллег убеждать в этом не потребовалось бы: это было у них в крови, – отмечает заслуженный художник РФ Сергей Коровин.
Сергей Михайлович убеждён, что Российская Федерация, Советский Союз, Российская империя – это этапы существования исторической России. За свою более чем тысячелетнюю историю она перенесла много как взлётов и триумфов, так и трагедий, поражений, после которых каждый раз находила в себе силы подняться и снова идти вперёд. СССР и связанные с ним события, изменившие мир, нельзя вычеркнуть из прошлого нашего народа. С последствиями переформатирование памяти Россия сейчас борется – в том числе и посредством СВО.
Ряд произведений ярославских мэтров изобразительного искусства зрители увидели впервые – например, восточную серию графических работ Наркиса Флоринского.
– В начале 1980-х отец отправился в творческую командировку в Узбекистан, где ему предстояло выполнить большой заказ для крупного хлопкоперерабатывающего комбината. В свободное от основной работы время он осматривал достопримечательности, знакомился с бытом и нравами местных жителей. Его очаровала южная экзотика: пестрота и многоголосие восточного базара, сочетание высококультурных традиций и архаичного стиля жизни, прошлого и современного.
Итогом этих наблюдений стала серия графических работ. В ее героях узнаешь далёких потомков хитроумного и находчивого Ходжи Насреддина, который мог обвести вокруг пальца самого падишаха.
– Тогда рассчитывались с художниками не сразу: сначала требовалось пройти ряд бюрократических процедур. А отец в поездке поиздержался да ещё и купил подарки семье, родственникам, друзьям, знакомым, поэтому возвращался домой, как говорится, будучи на мели. Но в поезде он рисовал портреты других пассажиров – преимущественно узбеков. Они от души его благодарили, щедро угощая, – вспоминает дочь живописца, художник Ирина Флоринская.
Зримый след времени мы видим во всех работах экспозиции.
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5u0j/
Комментарии: