В прошлое – поплывем? В Ярославской области воссоздадут рыбинскую акваторию XIX века

О том, что Волга – древнейший транспортный путь России, мы знаем с детства. Но что он собой представлял? Какие средства передвижения обеспечивали перевоз грузов и пассажиров? Рыбинцы решили воспроизвести их облик. Им предстоит изготовить сотни моделей судов.

О том, что Волга – древнейший транспортный путь России, мы знаем с детства. Но что он собой представлял? Какие средства передвижения обеспечивали перевоз грузов и пассажиров? Рыбинцы решили воспроизвести их облик. Им предстоит изготовить сотни моделей судов.

– Часто вижу, как взрослые рассказывают детям, а гиды – туристам о Волге как одной из главных транспортных артерий страны, о том, что великий волжский путь служил основой экономики России. Интересные факты приводят, но на словах. А хотелось бы увидеть воочию эти свидетельства прошлых эпох или хотя бы их модели. Но сделать это сейчас невозможно. Мы поставили перед собой задачу восполнить этот пробел, – говорит создатель частного музея «Рыбинские рыбы» Алексей Алексашин. 

А так как в Рыбинске вот уже несколько лет реализуется проект по стилизации исторического центра под XIX век, благодаря чему город превратился в музей под открытым небом, именно это время Алексей Алексашин и его соратники выбрали за точку отсчета. Их проект «Рыбинская акватория» призван показать, какой тогда видели Волгу жители Рыбинска и приезжающие в город. Какой она предстала глазам классика российской журналистики Владимира Гиляровского, который прибыл в Ярославскую губернию из Вологды с узелком в руках, чтобы побурлачить и посмотреть, чем люди живут. Странствовал он по городам и весям много лет, и в Рыбинск не единожды заглядывал. Уже будучи известным репортером, приехал сюда как-то вместе с дочерью Надеждой. Они гуляли по набережной, «застроенной временными хранилищами для мешков с зерном и мукой, заставленной бочками. У одной из пристаней собралась куча бородатых людей. Заплатанные, выгоревшие рубахи и брюки, надвинутые на лбы картузы, на ногах лапти, онучи, перевязанные тонким лыком.

– Надюша, смотри – зимогоры, прототипы моих «Трущобных людей», – говорит Владимир Алексеевич дочери и через минуту стоит в середине их кружка, оживленно разговаривая.

– На низ податься хотим, ждем парохода, – долетели слова».

Не только пароходы в то время курсировали по Волге: тысячи судов разных типов бороздили тогда ее просторы. К примеру, в XIX веке – а это время расцвета волжского судоходства – значительную часть грузов доставляли по великой русской реке на гусянах. Гусяна – судно легкое, с плоским дном и низкими бортами, палуба располагалась лишь у носа и кормы. Оно могло пройти даже на мелководье. Название этому тихоходному «корыту» подарила река Гусь (приток Оки), протекающая по Владимирщине и Рязанщине. Здесь, как считается, первоначально строились эти широкие и длинные водные «грузовики». По течению гусяна шла под небольшим парусом, правильное направление ей задавали посредством располагавшихся на носу и на корме широких весел. А против течения ее тянули бурлаки – гусянщики. 

Грузы для транспортировки выбирали такие, чтобы не слишком пострадали при перевозке на открытом всем ветрам судне. А вот чувствительное к влаге зерно перевозили чаще всего на мокшанах. У них имелась двускатная крыша, чтобы защитить продовольствие от дождя. У мокшаны тоже имелись два рулевых весла – спереди и сзади. И название ее тоже произошло от названия реки Мокши – притока Оки.

Настоящими плавучими крепостями казались с берега гигантские беляны – плоскодонные суда, использовавшиеся для перевозки вниз по Волге древесины. Они представляли собой, по сути своей, гигантские поленницы и плыли неспешно, как белые облака по синему небу, отличаясь от основной массы водных транспортных средств светлой окраской. Белянами их называли из-за цвета: их не смолили, поскольку использовали всего один раз и по прибытии в место назначения просто разбирали на доски. 

Унжаки строили обычно в расчете на одну навигацию. Эти деревянные плоскодонные грузовые суда ходили по мелководью с весны до осени, а потом их разбирали и продавали на дрова. 

А вот расшивами дорожили и использовали не один год не только из-за их функциональности (крепкое судно со сплошной палубой, которая расширялась, или, как тогда говорили, «расшивалась» за пределы бортов за счет наставок со стойками). Расшива радовала глаз своей красотой: стойки обшивали досками, украшали затейливой резьбой и окрашивали в яркие цвета – красный, зеленый иногда и с позолотой. Историк волжского пароходства Иван Шубин сравнивал расшиву с горделиво плывущей по волнам огромной птицей, чьи крылья-паруса трепетали от ветра. 

– Сегодня даже жители Верхневолжья мало знают об этой странице нашей истории. А она интересна. Мы хотим рассказать о Рыбинске в пору его расцвета, когда он считался одним из крупнейших речных портов Северо-Запада Российской империи, – говорит Алексей Алексашин.

Грузы доставляли в Рыбинск с низовьев Волги крупнотоннажными судами, здесь перегружали на небольшие, способные пройти по мелководным рекам и каналам. Рыбинск был связующим звеном нескольких водных систем. Мариинская соединяла Волгу с Балтийским морем. По Северо-Двинской можно было доплыть до Белого моря. По Тихвинской суда входили в реку Мологу. По Вышневолоцкой следовали к Твери. Статус логистического центра или, говоря современным языком, транспортного хаба, способствовал развитию торговли, ремесел и промышленности. Город окрестили столицей бурлаков, построили в нем третью в стране товарную биржу, что само по себе говорит о многом. Представьте себе, сколько судов швартовалось к здешним причалам!

– Мосты через Волгу в Рыбинске еще не были построены. И переправиться через реку можно было, переходя с борта на борт растянувшихся на 15 километров вдоль береговой линии судов, – удивляет Алексей Алексашин. 

Он вместе с единомышленниками планирует создать макет волжской акватории с использованием богатого опыта, наработанного в процессе работы над архитектурно-историческим макетом старинной Мологи. Все объекты на нем представлены так, как они выглядели в начале XX века – за три десятилетия до того, как город попал в зону затопления Рыбинского водохранилища.

– Историческая экспозиция «Рыбинская акватория» и образовательный сайт проекта нацелены на сохранение и популяризацию ярких и славных страниц истории нашего края. Через мастер-классы, экскурсии, просветительские лекции, квесты мы будем приобщать жителей города и туристов к истории и культуре своей малой родины, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свершения предков, – поясняет энтузиаст. 

Итогом работы станет постоянная интерактивная историческая экспозиция.

– В нашей команде краеведы, историки, художники, архитекторы, инженеры, педагоги и представители многих других профессий. Сделать предстоит очень многое, – озвучивает планы Алексей Алексашин.

Масштабный проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив с выделением более 9,8 миллиона рублей на его реализацию. Сам музей «Рыбинские рыбы» выделит на эти цели около 6,5 миллиона.

Примечательно, что ПФКИ поддержал еще два проекта рыбинцев: «Собиратель русских словъ» и «Дрифтвуд или приплывшее искусство». 

Фото со страницы Алексея Алексашина «ВКонтакте»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n61z8/
Рыбинск

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость