Обыкновенное чудо. Труппа ярославского инклюзивного театра выступает на знаменитых сценах страны
«Артистом может стать каждый, и инвалид на сцене не ощущает себя человеком с ограниченными возможностями здоровья» – это подтверждает история ярославского самодеятельного театра-студии «Комедианты». Труппа выступала на знаменитых сценах страны. А в конце прошлого года завоевала победу на открытом театральном фестивале ВОС «Пространство равных возможностей» и покорила зрителей в Московском Лианозовском театре.
– Наше творческое кредо – социальная значимость постановок. Пьеса из разряда «просто посмеяться» нам не интересна. С публикой говорим о том, что взволновало нас – и зрителя тоже не оставит равнодушным, – рассказал режиссер самодеятельного театра-студии «Комедианты» Сергей Пенкин.
В театре существует давняя традиция: пьесы для новых постановок предлагают сами артисты. К примеру, Татьяну Соловьеву зацепила драматическая баллада белорусского драматурга А. Дударева «Не покидай меня». Это история о девушках-разведчицах времен Великой Отечественной войны – такая же проникновенная и потрясающая, как повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», по которой снят знаменитый кинофильм.
Предложение Татьяны поставить по этому произведению спектакль поддержали все. Он получился очень светлым, трогающим до глубины души. С ним театр победил на нескольких фестивалях, в том числе завоевал Гран-при III открытого областного фестиваля-конкурса театральных коллективов и объединений «Театральный саквояж – 2022». Жюри наградило коллектив еще и специальным дипломом «За лучший актёрский ансамбль».
Театр – самодеятельный, но у него полувековая история, он с гордостью носит звание народного, так что заданный предшественниками уровень надо держать.
Театр-студию «Комедианты» создали в 1972 году из драмкружка при учебно-производственном предприятии Всесоюзного общества слепых Ярославля. В 1974 году труппу возглавил актер Волковского театра Николай Дмитриев. Поставленный им спектакль по пьесе Виктора Розова так впечатлил жюри и публику на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, что ярославцам предоставили право выступить на прославленной сцене Академического Малого театра. Следующая постановка «Васса Железнова» по произведению Максима Горького принесла «Комедиантам» звание лауреатов Всесоюзного смотра самодеятельных коллективов.
В 1985 году коллектив в качестве одного из лучших в стране выступил в Москве в Центральном дворце культуры ВОС. В 2003-м ему присвоили звание народного. Год спустя он стал победителем всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» и сыграл спектакль «За чем пойдешь, то и найдешь» по пьесе Островского в учебном театре ГИТИСа.
Не только на столичных подмостках он представлял свое творчество. «Комедиантам» аплодировали жители Костромы, Рыбинска, Углича, Пошехонья, Любима, Мышкина, поселков Некрасовское, Пречистое и Борисоглебский.
Уже два десятилетия в театре играют не только инвалиды по зрению, но и люди с ограниченными возможностями здоровья других категорий заболевания, а также здоровые люди. Это по-настоящему инклюзивный театр.
Зрителям запомнились спектакли: «Урок дочкам» по пьесе Ивана Крылова, «Памятник» по пьесе Владимира Жеребцова, «Альтернативное мышление» и «Домовой» по пьесам Аси Котляр, «Гастро-enter» по идее Никиты Любимова и Ольги Зверлиной и другие.
В 2016 году ярославцы участвовали в программе Первых Парадельфийских игр в Москве. В 2021 году вошли в число победителей межрегионального театрального фестиваля «Сплетение» в Пензе, а в прошлом году на открытом театральном фестивале ВОС «Пространство равных возможностей» получили 1-ю премию, представив интерпретацию пьесы Александра Островского «Свои собаки грызутся, чужая не приставай».
– Небольшому театру сложно ставить «костюмную» классику из-за ограниченности ресурсов на реквизит. Обойтись минимумом декораций и костюмов помогла креативная идея: в начале пьесы все актеры в черном, они – просто люди, толпа. И лишь позднее они надевают каждый свою маску, создавая образы и уподобляясь портретам, развешенным на стенах, – рассказывает Сергей Пенкин.
Сергей Борисович – выпускник Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств. Аспирантуру окончил в Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ). В работе над спектаклями ему помогает жена Анна Новикова – художник-постановщик Дворца культуры имени А.М. Добрынина (профессионал, востребованный не только в России, но и за рубежом).
Прочтение классической пьесы – современное: нельзя превращаться в «среднестатистического» гражданина, которого исподволь лепят из нас телевидение, гаджеты, интернет, поскольку из таких единиц составится лишь серая безликая масса. Надо ценить творческую индивидуальность во всех ее проявлениях: именно она добавляет жизни ярких красок и эмоций.
А театр – это как раз самое действенное средство от безликости. Здесь каждый актер сродни волшебнику, поскольку нематериальное делает реальным, как в песне из кинофильма «Обыкновенное чудо»: «из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик и обретает цвет и звук, и плоть, и страсть...».
– Когда роли распределены, мы начинаем искать «манки»: особенности походки, характерные жесты и словечки, может быть, даже дефекты речи. Образ должен быть органичным, естественным и выстроенным до мельчайших деталей. Я принципиально против амплуа, поскольку они разрушают мотивацию актеров к постоянному развитию и работе над собой. Артист думает: о, это я уже играл и без труда повторю. А перед ним надо ставить новые задачи, – уверен режиссер.
Если чего-то не умеет – научится. Если был зажатым – раскрепостится. Одна из актрис, когда только пришла в театр, почти все время молчала. А теперь не только в постановках поет и танцует, но и участвует в концертах: исполняет песни и русские народные, и эстрадные.
– Жизнь без творчества – тусклая и скучная, – убежден Сергей Пенкин.
Ученые объясняют, что творчество стимулирует выработку эндорфина – гормона счастья и удовольствия, поскольку способствует самореализации. И тот, кто однажды ощутил кайф от актерской игры на сцене, никогда этого не забудет и согласится с великим Шекспиром: «вся жизнь – театр».
– Для меня путь в профессию начался с молодёжного театра ДК имени Добрынина. К его руководителю Норе Евгеньевне Буреневой я пришел 13-летним пацаном. То, что увидел, чему стал сопричастен, запало в душу. Но понимание, что это моя судьба, пришло много позднее, – вспоминает Сергей Пенкин.
Он ушел из театра, решил выучиться на автомеханика. Но творческая натура взяла свое. Призвание – вот как это называется. Получил высшее облазование в сфере искусств, в течение многих лет участвовал в создании театрализованного шоу, каковым являются игры КВН. А 9 лет назад возглавил театр-студию «Комедианты».
С детства в театре и одна из ведущих актрис театра-студии Александрина Муратова.
– Мне было 11 лет, когда режиссер Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке спросил меня: «Девочка, хочешь играть в театре? Я, конечно же, хотела. Родители дали согласие, и меня ввели в труппу, – поясняет Александрина.
Но в вуз поступила учиться не на артиста, а на филолога. Ее ждала блестящая карьера на поприще государственной службы с высокой стартовой позиции, однако театр перетянул. Окончила Санкт-Петербургскую школу телевидения, театральное образование получила в Ярославском театральном институте, а в 2022 году повысила квалификацию в ГИТИСе. В ярославских самодеятельных театрах «Балаган» и «Комедианты» сыграла немало характерных ролей. Снималась и в телесериалах: «Консультант, 2-й сезон», «Ростов», «Чужая стая» и других. В наши дни, когда профессиональные труппы упакованы под завязку, для многих актеров и режиссеров с профильным образованием и немалым опытом народные и самодеятельные театры – это реальная возможность служить искусству. Получается, что театр самодеятельный по статусу, а ставит спектакли почти как профессиональный.
– Благодаря театру начинаешь лучше понимаешь других людей, потому что он дает возможность проживать жизнь персонажей как свою собственную. К жизни я стала относиться философски: более мудро, – объясняет Александрина.
И есть что вспомнить. Так, в спектакле «Гастро-enter» она играла роль девицы из разряда «ураган в юбке».
– Моей героине нужно было выйти, громко хлопнув дверью. Я перестаралась и обрушила все декорации. Хорошо, что это случилось на последнем прогоне, а не на премьере. Потом мы всей труппой ремонтировали реквизит, – с улыбкой говорит Александрина.
Юрист Татьяна Дмитриева пришла в театр вместе с сыном – перенимать опыт.
– Во время пандемии, когда уроки проводились дистанционно, наша квартира превратилась в своеобразный детский клуб: ребята в возрасте от 6 до 14 лет приходили в гости к сыну. Надо было чем-то полезным их занять. Сначала мы организовали образовательные курсы, которые вели сами дети. А потом стали ставить спектакли по классическим произведениям Драгунского, Гайдара. Так родился наш театр «Зернышки», – рассказывает Татьяна Дмитриева.
Сценарии и даже пьесы писала она сама. А потом дети вместе с их наставницей посмотрели спектакль «Комедиантов» и пришли в восторг. После чего решили: есть куда расти. Некоторое время Татьяна наблюдала за репетициями из зрительного зала. А потом ее позвали на сцену в качестве актрисы. Попробовала. Получилось!
– Государство реализует проект «Школьная классика», в рамках которого в каждой школе должен быть открыт театр. Это поможет раскрыть таланты детей, даст им возможность примерить на себя разные жизненные обстоятельства и социальные роли, пропустить через себя переживания своих героев. Молодым театрам нужна путеводная звезда, чтобы видеть, куда идти. Ею могут стать самодеятельные театры с именем и большим творческим багажом, – полагает Татьяна Дмитриева.
Она точно знает: такое взаимодействие необходимо. Как и выступления состоявшихся, завоевавших любовь публики самодеятельных и народных театров региона на сценической площадке уровня Дома актера. Когда это осуществится, можно будет сказать: случилось обыкновенное чудо.
Фото Анны Соловьевой и из архива
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n627m/
Комментарии: