Главное:

В УФСИН по Ярославской области рассказали, как проходит учебный процесс в колониях

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники сферы школьного образования. Торжественные мероприятия и поздравления учителей пройдут более чем в 100 странах по всему миру. О том, как организован процесс обучения в колониях региона, «Ярославскому региону» рассказала директор Ярославской общеобразовательной школы Ирина Луковикова.

Ирина Ивановна родилась в Кемеровской области в семье геологов. Спустя некоторое время вместе с родителями переехала в Ярославскую область. 

Выбор профессии был не случайным. Ирина реализовала давнюю мечту своей мамы – стать педагогом. Еще будучи маленькой девочкой, она любила играть в школу, хотела быть учителем начальных классов, затем увлеклась английским языком. Но настоящую мечту стать педагогом приобрела на уроках по математике.

Ярославская общеобразовательная школа образована 63 года назад. Сегодня коллектив педагогов из 14 специалистов обеспечивает учебный процесс в двух исправительных колониях Ярославля и следственном изоляторе. 

Рабочий день директора практически не отличается от функционала коллег из обычной школы. Педагогическая работа, административные и хозяйственные направления, взаимодействие с коллективом и учениками.

- Более 17 лет я проработала директором общеобразовательной школы, в какой-то момент решила, что хочу что-то менять в жизни. Хотела уйти из сферы образования, но коллеги предложили возглавить школу в колонии. Стало очень интересно. 1 сентября 2022 года уже вышла на новое место работы. Было все, как в обычной школе: торжественная линейка, выступления, поздравительные слова, только ученики взрослые. Страха не было. 

В подразделениях УИС региона организуется обязательное получение общего образования осужденными, не достигшими 30-летнего возраста. Остальные могут продолжить обучение по собственному желанию. 

- У нас много учеников старше 30 лет, их желание осознанное, это ценно. Я всегда говорю, у вас есть возможность сейчас заняться собственным развитием, подготовить себя к будущей жизни, нельзя тратить время впустую. 

Процесс обучения организован точно также, как в обычной школе, классно-урочная системы. Стандарты, программы, перечень предметов, учебники. В этом году мы также перешли на единые общеобразовательные программы. Главное отличие – ученики взрослые.

- Осужденные относятся к педагогам очень хорошо, для них школа – островок добра, понимания, знаний, они с удовольствием идут на уроки. Конечно, и отличия есть. Процесс обучения встроен во внутренний распорядок дня учреждения. Мы всегда учитываем все нюансы. Зачастую, используем индивидуальный, личностно-ориентированный подход в обучении.

В школе созданы все условия для занятий: учебные кабинеты, мультимедийное оборудование, лаборатории, компьютерные классы, учебная литература, библиотека. 

- Все педагоги имеют высокую квалификацию труда, звания, награды. Среди учителей есть те, кто вот уже 30 лет работают с осужденными. У всех колоссальный опыт, знания. В своей деятельности мы используем самые современные формы и методы, постоянно повышаем квалификацию, внедряем новые программы, помогаем ученикам реализовывать таланты и ориентироваться в выборе будущей профессии.

Среди любимых предметов гуманитарные: литература, история, обществознание. Чуть менее популярна информатика. Книги любят читать разные: классику, исторические и документальные произведения.

- Главное отличие учеников – это взрослые люди. Они всегда сдержанные, воспитанные, корректные. Дети игривые, где-то хулиганистые, у нас, конечно, такого не бывает.

Осужденные так же сдают экзамены. Среди выпускников чаще всего встречаются троечники, но есть и хорошисты. Главное – все сдают экзамены. Все благодаря усердию, стараниям и коллективной работе учеников и педагогов. 

Осужденные получают аттестаты государственного образца с тем же набором предметов, что и в общеобразовательной школе. В документе не указывается, что образование получено в местах лишения свободы…

- Есть один важный момент – педагог в колонии должен быть абсолютно подкован и владеть своим предметом от и до. Наши ученики люди взрослые, с большим жизненным опытом, умные, грамотные, читающие, владеющие информацией и наблюдающие. Здесь нет места искаженным фактам или какой-то заминке. В этом плане с обычными ребятишками гораздо проще. У нас, конечно, подготовка требует более высокого уровня, в плане выстраивания коммуникации со взрослым человеком. 

По мнению директора, самое главное в работе – высокий профессионализм. В коллективе школы только очень опытные педагоги, способные найти подход и установить контакт даже с самой сложной категорией людей. 

- Не каждый сможет работать в школе в колонии. В первую очередь, педагог должен любить людей, принимать их такими, какие они есть, с недостатками, сложностями, особенностями характера. Если человек всегда относится к людям с уважением, видит в них именно человека, а не его поступки, результат будет, а это самое главное в нашей профессии.

Ирина Ивановна уверена, по характеру учителя должны быть очень толерантные, спокойные, уважающие любого человека, умеющие слушать и слышать, стремящиеся постоянно развиваться и повышать свою квалификацию.

Спустя 3 года преподавания и руководства в школе педагог признается, что и сама изменилась за это время. Появилось больше чуткости, мудрости, внимательности и сопереживания.

- Дети, конечно, это совершенно другая категория людей, нежели взрослые, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Если в школе таких детей может быть 1-2 в классе, то у нас все такие. Каждый со своими проблемами, трудностями и непростой жизненной историей. Безусловно это повлияло на мое внимание, на специфику работы с коллективом и ребятами. Я стала более открытой и соучастной.

Получение образования в местах лишения свободы - одно из приоритетных направлений деятельности УФСИН области, которое играет большую роль в процессе подготовки осужденных к жизни после освобождения.

Акценты в Ярославской общеобразовательной школе смещены в сторону воспитательного процесса. Задача всего коллектива - помочь человеку пересмотреть свою жизнь, скорректировать жизненные установки и принципы, чтобы минимизировать риски возвращения в места лишения свободы.  

- Если человек вновь попадает в колонию, мы всегда анализируем, что же такое произошло в его жизни. Несмотря на все усилия и старания, кроме педагогов и сотрудников, есть и социум, и окружение. Есть такие ученики, у которых просто не задана правильная форма поведения в семье от родителей. Они не знают, что хорошего перенести в свою жизнь, в свою семью. Зачастую, копируют норму у близких. Отсюда новые разрушенные семьи и проблемы.

Коллектив школы – это профессионалы, мудрые люди, талантливые педагоги, которые не боятся и всегда готовы к любым даже экстраординарным ситуациям. Они способны молниеносно ориентироваться в любом вопросе.

- Я хочу выразить слова огромной благодарности и признательности моим педагогам, которые самоотверженно трудятся, выполняют свою очень важную и ответственную миссию - учат людей жить, работать, растить детей. Спасибо вам за ваш высокий профессионализм! 

Фото УФСИН по Ярославской области

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n66wf/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость