Ярославский художник создал образ цивилизации, повторяющей свой путь от расцвета до заката

В областном центре представили работы ярославского мастера Олега Рожкова.

Ярославский художник создал образ цивилизации, повторяющей свой путь от расцвета до заката

Ярославский художник создал образ цивилизации, которая вновь и вновь на новом витке повторяет путь от расцвета до заката.

В выставочном зале имени Н.А. Нужина представлены работы ярославского мастера Олега Рожкова. В своем новом проекте он обращается к личному опыту: рассказывает историю деревни Горки, за жизнью которой наблюдал на протяжении более трех десятков лет. Эта живописная летопись созвучна роману «100 лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Локомотив жизни каждого поколения то ползет еле‑еле, то срывается с места и с бешеной скоростью устремляется вперед, к едва маячащей вдалеке цели. То мы, обретая крылья, взлетаем вверх, то в разочаровании падаем вниз. Это происходит снова и снова. Развитие человеческой цивилизации напоминает аттракцион «горки». Эту мысль ярославский художник Олег Рожков выразил через историю ставшей ему родной деревни, которая именно так и называется – Горки.

– Когда мы купили здесь дом на рубеже 1990‑х, все окрестные поля распахивались и засевались, процветала местная ферма, где выращивали бычков, селяне без устали трудились, но и на веселье времени у них хватало. Они ощущали себя единой общностью: всем миром решали возникающие проблемы, вместе радовались и печалились, – вспоминает Олег Рожков.

Едва став хозяином земельного участка, Олег Геор­гиевич посадил на нем саженцы плодовых и ягодных культур: яблони, вишни, сливы, смородину, крыжовник.

– Мне хотелось вырастить большой ухоженный сад, хотя бы отдаленно напоминающий тот, что был у моего деда Павла Кузьмича и бабушки Агафьи Никитичны. Сны возвращали меня в детство. В них я гулял среди усыпанных сочными плодами персиковых и абрикосовых деревьев, срывал с лозы гроздья винограда весом по 5–8 килограммов. И пусть в северном климате глупо ждать обильных урожаев, сопоставимых по щедрости с южными, память о прошлом побуждала меня работать на земле не покладая рук, – говорит Олег Рожков.

Жизнь в деревне Горки воспринималась им как продолжение вековой истории семьи.

– Мой дед и бабушка – выходцы из Владимирской области. Дед воевал на фронтах Первой мировой войны, а в Гражданскую «гонял Колчака по Сибири». Мы с сестрой, затаив дыхание, слушали его рассказы. Они напоминали остросюжетные приключенческие романы, в которых главный герой в лице моего предка получает от одного из первых лиц государства сложнейшее задание – захватить поезд, на котором перевозят казну Колчака. Ему это удалось, после чего он переправил 4 вагона серебра в Китай, где спрятал ценный груз в секретное хранилище. В свои юные годы я всему этому верил, – с улыбкой поясняет Олег Рожков.

Возможно, дед придумал этот захватывающий экшен, чтобы поставить барьер для тяжелых воспоминаний?

– Много позже я узнал подлинную историю своих близких. Родители 12 детей Павел и Агафья во время страшного голода на рубеже 1920‑х двинулись со своей малой родины, города Мурома, на юг, в Среднюю Азию. В пути 10 детей погибли от голода и лишений. Выжили только двое, – делится художник.

Много позже, когда боль немного притупилась и семья потихоньку начала обживаться на новом месте – в городе Фрунзе (ныне это столица Киргизии Бишкек), Павел Кузьмич разбил возле своего рода чудесный сад и начал выращивать овощи в обширном огороде.

– Он был знатоком земледелия. Спорил с Мичуриным. И получал такие урожаи, что даже специалисты в сфере агротехники приходили в восторг. В семейном архиве сохранилась малая серебряная медаль ВДНХ, которую дед получил за свои достижения в области овощеводства и садоводства, – гордится Олег Рожков.

Детство будущего художника прошло в этом райском саду, который с годами становился все роскошнее, все краше (по крайней мере, до того времени, пока Олег Геор­гиевич и его близкие оставались в Бишкеке).

А вот устроенный художником сад в деревне Горки радовал урожаями всего полтора десятка лет.

– Заморозки и слишком высокая влажность почвы его погубили, – расстраивается Олег Рожков.

А потом и сама деревня Горки утратила свою патриархальную аутентичность, сохранявшийся веками крестьянский уклад и превратилась в обычный дачный поселок.

– Удивительный самобытный мир крестьянствования, общинного бытования вспоминаю с ностальгией. Сюда впору было направлять этнографические экспедиции, пока были живы носители емкого, образного народного языка и вековых традиций. Сейчас старожилов уже не осталось. Поля зарастают лесом. Ферма закрыта и частично разобрана, – с горечью поясняет художник.

Как в знаменитом романе «100 лет одиночества», за который Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию, в творчестве Олега Рожкова история деревни ассоциируется с развитием цивилизации.

Значит ли это, что наступил конец истории? Отнюдь. Развитие не остановилось, а лишь пошло по новому витку, на котором деревня Горки может быть примечательна не своей архаикой, а чем‑то другим. Скажем, как место творчества художника Олега Рожкова.

Он выпускник Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, проходивший обучение на художественно‑графическом факультете, участник областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, член Союза художников.

Произведения мастера находятся в музейных собраниях и частных коллекциях. А в одном из современных чудес света (культурном центре «Старый парк» поселка Кабардинка – спутника Геленджика) для экспонирования его работ отведен целый зал. Кроме того, он создал более ста работ для часовни Святителя Николая Чудотворца в месте притяжения паломников и туристов.

История парка, ставшего визитной карточкой курорта, начиналась с инициативы местного скульптора и почитателя искусств, который вместо выращивания овощей на доставшемся от родителей огороде установил там свои скульптуры. Чем сразу обратил на себя внимание отдыхающих: желающих посмотреть арт‑объекты оказалось много. Это оценили местные власти и передали в аренду энтузиасту расположенный поблизости пустырь. Так появился парк.

Окрестные земли автор идеи стал скупать на свои деньги: он наладил производство раствора, который, застывая, имитирует камень. Из этого материала здесь созданы практически все строения. Они символизируют этапы развития человеческой цивилизации от Древнего Египта до наших дней.

Здесь имеется египетская пирамида, греческий храм с колоннами, средневековый замок с башней, японская синтоистская часовня, индийский Тадж Махал и многие другие строения, очертаниями напоминающие всемирно известные архитектурные памятники разных стран и народов. Рассказать о православии посредством живописного «месседжа» доверили ярославцу Олегу Рожкову. Это дорогого стоит!

– Мной создана конструкция высотой 7,5 метра, на которой размещено более 100 работ. На самом верху картина в иконописных традициях «Преображение». В свое время я создавал ее для экспонирования на одноименном фестивале, – сообщает художник.

Получился своего рода иконостас с сюжетами, в которых представлено современное прочтение традиций ярославской школы иконописи. Часовню освятил митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор.

– Хочется видеть в картине больше правды, чем открывается нашим органам чувств. Содержание ее должно быть глубже видимого мира, – добавляет Олег Рожков.

Он стремится наполнить произведения вневременным содержанием, которое выше обыденности. Соединить видимое, открытое нам, и невидимое, идеальное, лежащее в основе этого мира.

Фото Анны Соловьевой

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n67zq/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость