Модный синдром: психолог Ольга Ковальская рассказала об СДВГ

Действительно ли СДВГ так прост, как многие думают, и является всего лишь модной болезнью? Или же он представляет собой нечто более серьезное? Об этом и многом другом рассказывает практикующий психолог, кандидат психологических наук.

Действительно ли СДВГ так прост, как многие думают, и является всего лишь модной болезнью? Или же он представляет собой нечто более серьезное? Об этом и многом другом рассказывает практикующий психолог, кандидат психологических наук Ольга Ковальская.

– Ольга Сергеевна, так что же, собственно, такое СДВГ?

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, – это расстройство поведения и развития, которое проявляется в детстве. Синдром предполагает сочетание трех особенностей – чрезмерной возбудимости, невнимательности и расторможенности – и развивается при сочетании нейробиологических, психологических и социальных факторов.

Синдром как диагноз имеет право ставить только врач-невролог или врач-психиатр. Чаще всего СДВГ ставят детям с шести лет. Это связано со скачкообразным и неравномерным развитием мозга. К шести годам, как правило, вызревают лобные доли коры головного мозга, которые как раз и отвечают в том числе за контроль поведения. Их функцио­нальная незрелость и нарушение работы подкорковых структур обычно и приводит к появлению синдрома. По сути, у таких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, а сравнить их можно с поездом, у которого слабые тормоза.

При грамотной помощи  примерно к 10 годам СДВГ компенсируется. То есть сам ребенок и его окружение приспосабливаются к индивидуальному стилю активности и общения.

К подростковому возрасту вновь может появиться гиперактивная волна, но в этот раз она будет связана с гормональными изменениями.

– Как проявляется синдром?

– Гиперактивность, отвлекаемость, сложность саморегуляции, когда человеку трудно самому собой управлять. При этом данные признаки должны проявляться в разных условиях (не зависеть от обстоятельств) и продолжаться не менее шести месяцев подряд.

Такие дети часто становятся ведомыми другими людьми, потому что не могут сами себя обуздать. Правила для них кажутся скучными, и они их постоянно нарушают, даже если что-то обещают и очень стараются выполнять.

– Только дети подвержены этому синдрому или взрослые тоже?

– В России не принято говорить о гиперактивности во взрослом возрасте. Тем не менее в международном медицинском сообществе признают возможность сохранения диагноза у 10–15% людей старше 18 лет.

Наши врачи-психиатры считают, что с возрастом СДВГ либо компенсируется и диагноз тогда уходит полностью, либо перерастает в другое расстройство: биполярное, депрессивное или социальной адаптации и др. Все они связаны одновременно с нарушением поведения и эмоциональной сферы.

По своим наблюдениям могу сказать, что у некоторых взрослых людей проявляются признаки гиперактивности.

– Всегда ли появление синдрома – врожденная история?

– Чаще всего да. Это в том числе нейронарушение. Но в нашей жизни бывают разные периоды, в том числе стрессовые, кризисные, когда от человека требуется очень много усилий для приспособления к тем или иным обстоятельствам. И когда организм человека или его психика сильно истощены, то мы можем наблюдать как будто бы проявления синдрома гиперактивности: люди становятся невнимательными, импульсивными и т.д.

Врожденный или приобретенный СДВГ – вопрос сложный. Сейчас считается, что человека можно довести до состояния СДВГ.

Например, ребенок был расторможенным в силу своего возраста и темперамента, а родители создали условия, в которых это качество еще больше проявляется. Или у ребенка не стимулировали развитие саморегуляции, а напротив, расшатывали тем, что в семье не было единых постоянных правил, родители вели себя непоследовательно в своих требованиях к ребенку, или по отношению к нему взрослые члены семьи предъявляли противоречащие друг другу требования.

Такие воздействия можно описать метафорой: необходимость собрать башенку в доме, где все трясется и падает. Это слишком трудно. Поэтому развитие ребенка в подобных условиях затягивается. Не всегда это очевидно.

Но и тут есть одно «но». Наука склоняется к тому, что для СДВГ первоначально должны быть предпосылки, связанные с развитием головного мозга. Ими могут быть генетическая история, наследственность, внутриутробные травмы, родовая травма, тяжелые заболевания ребенка в первые месяцы жизни. И, самое важное, предпосылки проявляются не сразу.

Поскольку СДВГ – функ­циональное нарушение, оно не проявится до тех пор, пока мозг не начнет «пользоваться» лобными долями.

– Как понять, что у ребенка проявление синдрома, а не последствия сильно истощенной психики?

– Если ребенку около шести лет и в детском саду воспитатели постоянно делают замечания, а вы видите, что малышу сложно соблюдать правила и требования, он не может сосредоточиться, родителям нужно озаботиться этим.

Как я уже говорила, диагноз может поставить только невролог или психиатр. У ребенка должно наблюдаться не меньше 12 определенных признаков СДВГ в течение шести месяцев подряд и практически в любых условиях. Более того, поскольку это медицинский диагноз, то он должен быть подтвержден анализами: например, МРТ головного мозга.

Для дифференциации данного диагноза от других врач подробно соберет анамнез. А для родителей важно понимать, что «истощенная психика» также нуждается в активной помощи. По динамике, то есть по тому, как ребенок будет реагировать на лечение, можно сказать, чего в его состоянии больше: СДВГ или истощения. Также истощение всегда связано с образом жизни ребенка, соответствием учебной и иной нагрузки его возможностям. Если в жизни много сложностей, перемен, трагедий, любая психика будет истощаться и функционировать плохо.

– В каком возрасте какие «красные флаги» для родителей?

– Если мы говорим о шестилетках, то такие дети не способны сосредоточиться на деталях, они допускают ошибки при выполнении любых заданий, не важно, происходит это дома, в детском саду или кружке.

Распространена моторная неловкость (неуклюжесть). Они не вслушиваются в обращенную к ним речь, не доводят до конца начатое дело. В последнем случае нужно четко увидеть, сам ребенок не может доделать или родители не дают ему это сделать. Например, это нормально, если вы прокричали что-то ребенку из кухни, а он в комнате вас не услышал или сделал не так, как вы просили. С дошколятами в разговоре важно поддерживать визуальный контакт, чтобы они услышали все до конца.

Про первоклассников сказать сложно, поскольку они находятся в стрессовом периоде адаптации к школе и из-за этого, и из-за родительского чрезмерного контроля (сейчас это распространено). Для детей 2 – 4-х классов «звоночками» будут: ошибки в учебе по невнимательности, небрежность в отношении своих вещей, несобранность, импульсивность в отношениях с людьми, особенно со сверстниками. А также проявление вторичных симптомов в общении, например, взятая роль шута, агрессора или баловника как результат отчаяния в том, что не получается приспособиться к окружению.

В 5–8-х классах, когда в активном подростковом возрасте начинаются гормональные всплески, может проявляться следующая волна СДВГ.

Ребенку сложно сосредоточиться, и попытки взрослых достучаться до совести и сознательности бесполезны, эти качества еще не сформировались полностью. И самое важное: подросток пытается делать все вопреки, когда чувствует, что его не понимают, не принимают, не сочувствуют ему.

– А есть дети с синдромом дефицита внимания и без гиперактивности?

– Да. И они не доставляют проблем своим поведением, но вот с процессом обучения есть сложности.

Со стороны это выглядит так: сидит ребенок на уроке, делает тест или выполняет задание – и как будто засыпает. И не потому, что не выспался, а потому что мозг поработал и «выключился» на отдых. Или ребенок сдает работу, в которой почти ничего не сделано.

Таким детям в первую очередь нужна конкретная лечебная помощь, возможно, нужно «докормить» мозг. Но все на усмотрение врача.

– Насколько важна роль родителей в процессе работы с детьми с СДВГ?

– Я могу понять родителей, которые приводят детей  к специалисту и сбегают отдохнуть. Они не в ресурсе. Но проблема в том, что эффект от таких занятий недолговечен. И работать надо как с ребенком, так и с родителями. Последние могут провоцировать развитие признаков, сами того не осознавая.

– А какие родительские качества способствуют поддержанию гиперактивности у их ребенка?

– Тревожность, перфекционизм, завышенные требования к себе и к миру.

Если говорить о стратегиях воспитания, то это гипер­опека или совершеннейшее попустительство, жестокое отношение, противоречивые послания ребенку.

 И тут необязательно речь о чем-то экстремальном, как, например, алкоголизм или химические зависимости родителей, это и проявление безразличия к личности ребенка и его увлечениям.

Когда взрослые обеспечивают едой, одеждой, развлечениями и путешествиями, но игнорируют действительно важные для него вещи, это разрушает близость между членами семьи. И при ее отсутствии невозможно что-либо отрегулировать.

Хочу подчеркнуть, что развитие саморегуляции человека – дело тонкое.

В воспитании любого ребенка, не только с СДВГ, нужно отыскать баланс заботливого контроля и той дозы свободы, которую ребенок может освоить.

Это сложно. Взрослый – тоже живой человек. И в первую очередь взрослому нужно позаботиться о своем ресурсе. Если сил мало, стоит обратиться к кому-то за помощью: родственники, друзья, специалисты, приятели с похожей проблемой.

– Как можно помочь?

– Механизм всегда один: вначале родители показывают ребенку, что делать; потом выполняют действия вместе с ним, и только потом доверяют самостоятельное выполнение.

Если на последнем этапе происходит сбой, то нужно откатиться на второй или первый этап.

И важно в этом процессе правильное подкрепление мотивации. Представьте, что ребенок вложил сил на 120 процентов, а обратно получил только 5. Логичным будет вопрос: а зачем я буду стараться, если не получается?

Сохранять эмоционально близкие отношения с ребенком очень важно!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n685l/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость