Арт-портал в бескрайние ледяные дали и горные массивы открылся в Ярославской филармонии

О путешествиях в Антарктиду, Арктику, Тибет рассказала известный художник Лилия Славинская в серии работ, которые радуют теперь любителей музыки.

В юности Лилия Славинская увлекалась греблей на байдарках, участвовала во всесоюзных соревнованиях. Но серьезная травма поставила крест на ее карьере спортсменки, а тренером она себя не видела.

Пришлось круто менять свою жизнь: пойти работать в школу учителем иностранных языков. Ее ценили ученики и коллеги. А потом случился новый зигзаг судьбы: знакомый художник предложил написать ее портрет. И происходивший на ее глазах процесс рождения картины настолько увлек Лилию Петровну, что она купила кисти, краски, холст и сама начала рисовать.

Натюрморты, пейзажи, портреты. В своем творчестве она, казалось, воспаряла над землей, как будто за плечами вырастали крылья. Показала свои работы известному мастеру живописи, народному художнику. Он посоветовал серьезно заниматься искусством. Лилия Славинская так и сделала. Поначалу ей было тяжело: взрослый, состоявшийся, семейный человек, она ступила на новый путь и стала постигать художественные премудрости с азов. Со временем пришел успех, и ее талант раскрылся в полной мере. Свои лучшие работы художник создала во время путешествий по морям и океанам, по странам и континентам.

В 2002–2003 годах она отправилась в составе 11‑й Антарктической экспедиции Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова к шестому континенту на научно‑исследовательском судне «Академик Иоффе». По пути побывала на Фолклендских, а также островах Южной Георгии.

– Два с половиной месяца работала на российской исследовательской станции «Прогресс» в Антарктиде. На месте не сидела: проехала почти весь континент, – говорит Лилия Славинская.

В это время она писала летопись странствий. Причем создавала работы не постфактум, по памяти или по фотографиям, а здесь и сейчас – на экстремальных пленэрах среди снега и льда.

Спортивная карьера оставила ей задел в виде прекрасной физической формы, помогающей выдерживать огромные нагрузки, которые другим представлялись запредельными. За семь месяцев она создала более 500 работ.

В 2014 году Лилия Петровна в качестве фотографа была приглашена Министерством природы и Росгеологией, чтобы запечатлеть масштабную «уборку» Арктики.

– Из Архангельска на судне «Мангазея» мы вышли к архипелагу Земли Франца Иосифа. Цель нам поставили: собрать мусор, накопленный за десятилетия хозяйственной деятельности в этих районах. Основные съемки проходили на острове Александры. Техника и люди работали в тяжелейших условиях. Ледовая обстановка была сложной. Но это не помешало собрать и погрузить на борт более 5,5 тысячи тонн отходов, – поясняет Лилия Славинская.

Помимо фотопанорамы арктических территорий и фотоотчетов об экологическом проекте она создала 36 живописных и графических работ.

Процесс написания этюда порой затягивался на несколько часов. И все это время приходилось стоять на трескучем морозе, на ледяном ветру, который, бывало, опрокидывал мольберт. Ладони немели от холода. А масляные краски замерзали и скатывались в комок. Но живописца это не останавливало. Она придумала способ согревать руки и возвращать краскам способность ложиться на холст.

На месте художник старалась зарисовать и написать самое важное. А дорабатывала картину потом. Обычно ночью, поскольку днем наваливалось много других забот.

В 2017‑м Лилию Петровну пригласили на станцию «Прогресс» участвовать в 63‑й Российской антарктической экспедиции. Она побывала и на других станциях: к примеру, китайской «Джуншань», австралийской «Лоу».

По пути к самому южному континенту и обратно на борту судна «Академик Федоров» писала живописные «путевые заметки». Увиденные ее глазами Африка, Антарктика, Австралия покоряли посетителей многочисленных выставок в России и за рубежом.

В преддверии наступления 2018 года Лилия Славинская сделала нашим полярникам щедрый подарок – передала в дар 50 картин современных русских художников. Она пояснила, что выбирала произведения, четко зная, чего так не хватает в мире снега и льда: расцветающей природы, зелени, ярких красок. Женские портреты тоже оказались очень востребованы в аскетических условиях зимовки и вынужденного одиночества.

В 2019 году мастер в составе экспедиции Шпицбергеновского отделения Института Арктики и Антарктики провела более месяца в палаточном городке близ Баренцбурга – второго по величине населенного пункта на архипелаге Шпицберген. Стойко перенесла все испытания походной жизни в сложных климатических условиях, наблюдая за работой геологов и шахтеров. Во время поездки написала много картин в техниках: акварель, живопись, графика.

Не единожды она совершала поездки в загадочный Тибет. Посетила китайскую и индийскую часть нагорья, Непал, Бутан.

– Посчастливилось мне побывать в расположенном на высоте более 5 тысяч метров базовом лагере альпинистов на вершине мира – горе Эверест, – добавила Лилия Славинская.

В 2022 году в составе экспедиции Северного управления по гидрометеорологии Росгидромета на борту судна «Михаил Сомов» прошла по Северному морскому пути до острова Врангеля. Во время плавания создала около 70 работ, из которых половину (виды метеостанций) передала в музей Северного управления Росгидромета.

Самым масштабным живописным полотном стала панорама Соломбальского терминала в порту Архангельска. Размер впечатляет – 2,1 на 0,9 метра.

Художник делала эскизы с капитанского мостика научно‑исследовательского судна. Большой опыт работы на Севере помог ей правильно отобразить пропорции и жизнь гигантского портового терминала, который обслуживает Арктику.

Многие свои работы Лилия Петровна передала в дар музеям. К примеру, они пополнили собрание Музея Арктики и Антарктики в Санкт‑Петербурге.

Постоянная экспозиция картин и больших фото Лилии Славинской украшает открывшийся несколько лет назад в Санкт‑Петербургском государственном университете Арктический зал, где проходят научные конференции и международные форумы.

Ярославцы могут увидеть работы Лилии Славинской не только в экспозиционном пространстве Ярославской филармонии, но и в созданной ею в Тутаеве частной галерее «Ореады». Этот проект Лилия Петровна начинала в 1991 году Москве, в Центральном Доме художника на Крымском валу, а затем перебазировала в город на Волге.

Здесь, на Романовской стороне, появился центр современного искусства, где представлены произведения видных художников.

В недавно завершившемся 50‑м юбилейном «Антикварном салоне» в столице нашей Родины галерист Лилия Славинская представила публике яркие имена.

– Я выставила работы Жака Ихмальяна, Арона Буха, Владимира Роскина, Анри Форо, Григория и Елены Шегаль, Алексея Белянина и других художников, – поделилась Лилия Славинская.

Стоит отметить, что она активно продвигает живописцев Ярославского региона. Вот и в этот раз в столице экспонировались картины представителей ярославской школы живописи Федора Лебедева и Виктора Решитова.

Лилия Славинская умеет чувствовать и создавать красоту, искренне восхищается ею и охотно делится своими эмоциями со зрителем.

Фото Сергея Белякова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n68av/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость