Ярославцам рассказали, как правильно общаться с мошенниками по телефону
Тысячи ярославцев ежедневно сталкиваются со звонками от кибермошенников. Часть таких переговоров заканчиваются преступлением – жители лишаются как своих, так и заёмных средств. Как правильно общаться с мошенниками, знает эксперт ярославского отделения Банка России Андрей Коценко
Правило №1. Не отвечать на звонки от неизвестных
Если вы не будете брать телефон, когда видите на нем незнакомый номер, то и разговор с мошенником не состоится. Но в реальности мы не можем полностью ему следовать: рабочие звонки, курьеры, соседи, родственники и друзья, сменившие сим-карту, могут набрать ваш номер. Поэтому применяйте правило дифференцированно. Если ждете звонок от курьера, то ответьте. Если никого не ждете, не берите трубку. Человек, которому нужно с вами связаться по делу, найдет способ. К примеру, напишет в мессенджере.
Правило №2. Молчите первые несколько секунд
Этот способ вынуждает звонящего действовать первым, что порой «ломает» его тактику. Если с вами связываются автоматические обзвонщики, то они после нескольких секунд тишины отключатся. Если звонит мошенник, то он начнет говорить по сценарию: назовет ваше имя и отчество, сообщит, какую организацию он представляет. На этом этапе, убедившись, что это очередной «старший следователь», с ним можно прекратить общение. Настоящий же человек через несколько секунд либо скажет уточняющее «Алло?», «Меня слышно», либообратится к вам по имени.
Правило №3. Не подтверждайте свои данные первыми
Мошенники часто используют похищенные базы данных, а потому могут знать ваше настоящее имя, телефон, место жительства и другую личную информацию и использовать ее, чтобы повысить доверие. Не стоит сразу подтверждать их обращение. На вопрос «Это Иван Иванович?», лучше ответить вопросом «Кто его спрашивает?». Это не смутит мошенника (психологически они очень хорошо подготовлены), но заставит несколько изменить схему общения, а вам даст время для обдумывания дальнейших шагов. На этом этапе также можно прекратить разговор.
Правило №4. Попросите перезвонить через 5 минут
Почему бы и нет? Вы сейчас заняты и не можете общаться с представителем «полиции», «Центробанка» или «Соцфонда». Мошенники работают на потоке, а потому велика вероятность, что они проигнорируют вашу просьбу и не перезвонят. Если же мошенник представился от имени какой-то организации, у вас будет время найти ее официальный телефон и самостоятельно уточнить, есть ли у компании, банка вопросы к вам, а также узнать, работает ли у них такой сотрудник. Когда спустя несколько минут мошенник все же перезвонит, вы сможете не брать трубку.
Правило №5. Не сообщайте незнакомцам никакой информации и не выполняйте никакие действия
Чаще всего мошенники стараются получить смс-код от Госуслуг или личного кабинета банка, чтобы затем переподключить его на свой номер. Пока вы не скажете код или не установите неизвестное приложение, которое они вам прислали, ваши счета в безопасности. Получить информацию можно обманом, введя человека в ступор и отключив у него логику. Поэтому полностью игнорируйте любые «страшилки» или «заманиловки» мошенников и прекращайте общение с ними. Остались какие-то сомнения? Свяжитесь со службой поддержки банка или портала Госуслуг и уточните, все ли в порядке с вашими счетами и личным кабинетом. Важно именно не перезванивать, а набрать официальный номер, который указан на сайте банка или на оборотной стороне карты.
Фото из архива «Ярославского региона»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n6f71/











Комментарии: