Тутаевская аномалия

Деньги на рейсы «Марса» из облбюджета выделены, а переправа не действует.«Переправа через Волгу в Тутаеве опять не работает! Тем, кто живет на одном берегу, а работает на другом, приходится ежедневно ездить на службу вкруговую через Ярославль. Когда же проблема наконец решится?» – пишут и звонят в редакцию «ЯР» возмущенные тутаевцы. И мы поехали в районный центр на «разбор полетов».

1271

Деньги на рейсы «Марса» из облбюджета выделены, а переправа не действует

«Переправа через Волгу в Тутаеве опять не работает! Тем, кто живет на одном берегу, а работает на другом, приходится ежедневно ездить на службу вкруговую через Ярославль. Когда же проблема наконец решится?» – пишут и звонят в редакцию «ЯР» возмущенные тутаевцы. И мы поехали в районный центр на «разбор полетов».

Не видать ничьих следов

По малолюдной улице Донской города Тутаева спускаемся к набережной. Отсюда оба берега Волги – как на ладони. Акватория реки между ними местами затянута тонкой пленкой льда, но большая ее часть совершенно от него свободна. Здесь бы парому еще ходить да ходить, не говоря уже про судно на воздушной подушке, которое в межсезонье этого года должно было работать на переправе. Но ни парома, ни подушки в пределах видимости не наблюдается. Спуск к великой русской реке припорошен девственно чистым пушистым снегом. И, как в сказке Пушкина, «не видать ничьих следов вкруг того пустого места».

– Сколько себя помню, переправа в ледостав и ледоход всегда была проблемой для тутаевцев, но даже полвека назад местные власти решали ее лучше, чем сейчас, – вспоминает коренной житель этих мест Владимир Смирнов. – В советское время между берегами курсировали два пароходика – «Текстильщик» и «Смена», по виду так построенные еще до революции. На пару они отлично управлялись.

Тогда на левой стороне города кипела жизнь. Все основные партийные, государственные и социальные учреждения располагались именно там. А главным предприятием правобережья был льнокомбинат «Тульма», название которого родилось в результате сокращения его полного наименования «Тутаевская льняная мануфактура.

– За невыполнение плана с местных начальников стружку снимали да и с должности могли попросить! Поэтому они строго следили за тем, чтобы переправа работала как часы, – продолжает Владимир Иванович. – Паромы ходили до «ломкого льда». А потом, пока Волга окончательно не встанет, в корпусах при льнокомбинате настилали матрасы, чтобы сотрудники, которым на левый берег к своим домам никак не добраться, могли чуть ли не на рабочем месте переночевать. Но этой возможностью мало кто пользовался. Две-три ночи до налаживания пешеходной переправы обычно коротали у родственников, знакомых, товарищей по работе. Тогда народ проще был и дружнее. Каждый рассуждал: «Неужели я своему напарнику тарелку супа не налью!».

Сейчас, по мнению старожила, возможностей у местной власти значительно больше, чем в советское время. Весь вопрос, насколько умело она ими пользуется.

Поломка на гладкой воде

– Паром в этом году ушел на зимовку рано, – рассказывает Лариса Пирогова, гуляющая по набережной с маленьким внуком. – А «подушка» проработала считанные дни: неделю до выборов и дня три после оглашения их результатов. Что уж с ней потом случилось – не знаю, но шума винтов больше не слышно.

Версия о том, что «подушку» местные власти зафрахтовали только на время выборов, изобразив что-то вроде «потемкинской деревни», в народе очень популярна.

– Администрация Тутаева заключила договор с индивидуальным предпринимателем Шуваловым. Согласно этому документу в течение всего периода ледостава на переправе через Волгу должно работать судно на воздушной подушке, – развеивает слухи начальник инженерно-технического отдела администрации города Александр Архиповский. – Цену за билет установили приемлемую – 24 рубля с учетом того, что еще 25 рублей доплатит предпринимателю бюджет в качестве компенсации убытков. 27 ноября судно приступило к перевозкам пассажиров. А 9 декабря произошла серьезная поломка. Как сообщил его владелец, ремонт займет несколько дней, причем детали придется заказывать на заводе-изготовителе.

Михаил Шувалов до заключения договора с городом использовал «подушку», чтобы в межсезонье доставлять рабочих своего колокольного завода с одного берега на другой. Но система работы при регулярных перевозках должна быть иной, что предприниматель, видимо, не учел, из-за этого и сам попал впросак, и земляков подвел, попусту обнадежив.

Когда судно снова выйдет на маршрут и выйдет ли вообще, неизвестно. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Своя подушка ближе к телу». Между тем согласно отчету ИП Шувалова менее чем за две недели работы на переправе девятиместное судно перемахнуло с одного берега на другой аж 3920 пассажиров. В этом случае выручка только от продажи билетов должна составить порядка 100 тысяч рублей.

Марсоход – на Новый год

– Живу на левом берегу, работаю на правом, на дорогу уходит добрых два часа и 110 рублей. Месяцок так поездишь – и трети зарплаты как не бывало, – переживает Александр Петров. – Хорошо хоть у меня, охранника, график «сутки через двое». Не каждый день в автобусах маюсь.

А каково тем, кто совершает такие «вояжи» ежедневно? Кстати, в противоположном направлении движение не менее интенсивное. Немало жителей правобережья работают на левом берегу. Среди них учителя школ №2 и 5, врачи и медсестры поликлиники и дневного стационара, работники Дома культуры, кинотеатра «Экран», исторического музея, пожарной части, деревообрабатывающего предприятия.

– Теплые зимы, разрывающие единый город на две части, для нас подобны стихийному бедствию, – шутит Александр Валентинович. – Ну просто «тутаевская аномалия».

– Если и аномалия, то не природная, а управленческая, – уточнил остановившийся послушать наш разговор, но не пожелавший представиться прохожий. – Власти города и района кивают друг на друга, не желая брать ответственность на себя, поэтому проблемы не решаются.

На недостаточную активность властей города и района в решении важнейших вопросов подготовки к работе переправы сетует и первый заместитель генерального директора Ярославского речного порта Анатолий Козлов. По его словам, 28 – 29 декабря в Ярославский регион будет трейлером доставлено только что сошедшее со стапелей Нижегородского судостроительного завода судно на воздушной подушке «Марс-2000», предназначенное для переправы тутаевцев.

– Все необходимые работы по обустройству спусков к ней – в зоне ответственности города, – уточняет Анатолий Максимович. – Переправа должна освещаться на обоих берегах мощными прожекторами. Необходимо установить поручни и платформы, чтобы люди не скатывались по ледяной горке прямо в воду. Для отдыха команды и ночных сторожей нужен теплый вагончик.

Не решен и принципиальный вопрос – с дотированием перевозок. В результате дату начала работы «марсохода» на тутаевской переправе представитель речного порта назвать не смог.

И это в условиях, когда большую часть денег для организации этой переправы выделила область из своего бюджета. Действительно, аномалия – точнее не скажешь!

Справка «ЯР»

Амфибийный пассажирский катер на воздушной подушке «Марс-2000» может одновременно перевозить до 20 пассажиров. Он предназначен для круглогодичной работы, в том числе в период ледохода и ледостава.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nkpy/
ремонтБюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость