Воскресная рецензия. «Двойник»: Достоевский на новый лад
Перенося действие экранизируемого произведения из XIX века в современность, режиссеры зачастую либо до неузнаваемости меняют героев и теряют дух произведения, либо, наоборот, слишком трепетно относятся к тексту, забывая о том, что за сто или двести лет социальная действительность и общественные нормы значительно изменились. К счастью, фильму Ричарда Айоради, снятому по мотивам произведения Федора Достоевского, удалось избежать обеих этих крайностей.
Строго говоря, «Двойник» вовсе не экранизация одноименной повести, хотя часть сюжетных ходов в нем достаточно узнаваема. Сотрудник некой крупной организации Саймон Джеймс – человек настолько незаметный, что за семь лет работы толком не запомнился ни охраннику, ни сотрудникам, ни начальству. Его выгоняют даже с корпоративного мероприятия, на котором должны присутствовать все сотрудники. Самое обидное в том, что именно на этом празднике Саймон наконец-то решился сделать подарок своей возлюбленной. В момент наивысшего отчаяния герой встречает странного человека, как две капли воды похожего на него самого. При этом внутренне Джеймс Саймон – полная противоположность своего двойника: он твердо знает, что ему нужно от жизни, добивается этого всеми способами и, кажется, не представляет, как можно жить иначе.
Первоначально между двойниками возникает дружеская привязанность, однако, как и в повести Достоевского, она длится недолго, поскольку инициативный Джеймс начинает использовать неглупого и безотказного приятеля, чтобы продвинуться по службе. В ход идут и похищение идеально выполненных отчетов, и грубый шантаж.
Несмотря на то что во многом, включая финал, сюжет фильма расходится с повестью, дух произведений русского классика насквозь пропитывает картину. Мир, в котором живет главный герой, мрачен, темен и порой начинает казаться нереальным. Это ощущение подчеркивается и тем, что действие в основном происходит в освещенных тревожным желтым светом помещениях без окон или во дворе, со всех сторон стесненном серыми многоэтажками. Сама контора, в которой работают герои, занимается обработкой данных о жителях государства. Впрочем, есть ли жизнь вне этой организации, не очень понятно, ведь, оказавшись стертым из базы отдела кадров, Саймон, по сути, оказывается стертым из жизни.
Еще более сюрреалистическим мир «Двойника» делают гипертрофированная бездушность и враждебность окружающих людей, которые не просто не замечают откровенной подлости двойника, но и всячески его поддерживат. Складывается впечатление, что мир населен агрессивными автоматами, предназначенными для уничтожения слабых. Окружающая реальность похожа на мир, преломленный в сознании безумца, и это заставляет задуматься, не является ли все происходящее плодом больного воображения главного героя.
К слову, герой Айоради заметно отличается от персонажа Достоевского. Если главной бедой господина Голядкина была принципиальная неспособность действовать и, соответственно, хоть как-то противостоять несправедливости, то проблема Саймона Джеймса в том, что он не решается быть собой и открыто следовать за своими желаниями. А согласно логике фильма тот, кто не может быть собой, становится никем. Однако персонаж фильма все-таки способен действовать, благодаря чему финал истории абсолютно не совпадает с тем, что происходит в оригинальной повести.
Великолепный сценарий, блестящая игра актеров, продуманные декорации, стильные съемки, эффектный финал… Все это делает фильм достойным просмотра. «Двойник» Ричарда Айоради лишний раз доказывает, что произведения русских классиков, даже написанные больше ста лет назад, до сих пор способны вдохновлять режиссеров на создание оригинальных, глубоких и актуальных фильмов.
Смотреть в Ярославле: киноклуб «Нефть».
Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале
Фото с официального сайта фильма www.magpictures.com/thedouble/
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n40yo/
Комментарии: