Александр Грибов: Ярославская область готова заявить о себе как о центре формирования российской идентичности

23 – 24 октября в Ярославле состоится расширенное заседание президиума Совета при Президенте России по межнациональным отношениям с участием членов президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями на тему «Развитие российской идентичности. Региональный аспект».

Александр Грибов: Ярославская область готова заявить о себе как о центре формирования российской идентичности

23 – 24 октября в Ярославле состоится расширенное заседание президиума Совета при Президенте России по межнациональным отношениям с участием членов президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями на тему «Развитие российской идентичности. Региональный аспект». Еще раньше в регионе был создан Совет по формированию региональной идентичности. Место проведения такого масштабного мероприятия выбрано не случайно. Ярославская область исторически место становления российской государственности и духовного формирования нации, место, где проекты актуализации региональной идентичности уже реализуются.

Идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к той или иной группе, формирующее устойчивые типы поведения. С началом перестройки российское общество переживало отказ от коллективных форм бытия в пользу индивидуальных. Но в глобальном смысле культ индивида ведет не к свободе, а к одиночеству. Сейчас маятник качнулся, и мы стали больше интересоваться тем, что нас объединяет, а не разделяет. Это движение началось давно и у совершенно разных людей без всякой команды сверху. Кто-то пишет историю своего рода, села или города, кто-то издает книги, кто-то борется за сохранение памятников архитектуры. 

Еще недавно слова «национальная идея», «национальная идентичность» вызывали усмешку. Сегодня мы говорим об этом всерьез. Почему всерьез? Потому что сегодня мы нуждаемся в самоидентификации, и это не абстрактные лозунги. Самоидентификация нужна для того, чтобы человек и государство могли выстроить стратегию жизни, понятную в первую очередь себе. Девиантное поведение, будь то коррупция или пьянство, возникает от неумения выстроить эту стратегию. Их причины во многом лежат в ощущении онтологической нестабильности России. Опыт жизни человека подсказывает, что здесь нет ничего постоянного. Человек живет без «вчера» – он его не знал или забыл – и без «завтра» – оно слишком зыбко, пугающе. К примеру, коррупция – очень рискованное занятие. Можно надолго лишиться свободы, навсегда потерять уважение в обществе, подставить под удар своих близких. Этот риск чаще всего не стоит тех материальных благ, которые приносит. Но коррупционер рискует сознательно, потому что не понимает, как можно жить иначе, как можно честно зарабатывать год за годом, веря, что завтра твое служение принесет пользу и общему делу, и лично тебе. Такое иррациональное поведение возникает, так как человек не видит другого смысла, не понимает себя, мир, свое место в мире. Иллюзия сиюминутного благополучия за трехметровым забором сродни алкогольно-наркотическим грезам, подменяющим настоящую жизнь. Все это не что иное, как бегство от реальности.

Между тем в нашей истории, да и в сегодняшнем дне, мы можем найти тысячи совершенно иных жизненных стратегий. Я не говорю про родившегося на Ростовской земле Сергия Радонежского и его служение Богу и Отечеству, оно слишком велико. Другой наш земляк, ростовский купец Алексей Кекин, своим упорным честным трудом смог нажить немалое состояние. Это уже цель, трудная, но достижимая. Так вот, добившись личных благ, Кекин стал планомерно создавать блага общественные: построил фабрику только затем, чтобы помочь родному Ростову, завещал все свои средства на строительство гимназии. В Ярославле тот же жизненный путь избрал для себя Иван Вахрамеев, в Мологе – Павел Подосенов и так далее. Это не было прихотью сытого купчины, это был осознанный выбор людей. Выстроить успешные, полезные человеку и обществу стратегии можно, только понимая себя, свой народ, свою Родину. 

Созидание – тяжелый процесс. Зачастую мы выстраиваем самоидентификацию на основе отрицания, подчас оправданного. Так разрушали Российскую империю, когда многие силы в обществе не хотели идентифицировать себя с царской властью, так сражались с советской властью в июле 1918 года в Ярославле участники белогвардейского восстания, так разваливался Советский Союз, с лозунгами отрицания выходили люди на Болотную площадь. Однако ярославское восстание 1918 года, как к нему ни относись, реально вылилось в кровавую бойню и разрушение города. Лидеры Болотной не смогли сформулировать четкой позитивной программы действий. Особенно опасно выстраивание отрицательной самоидентификации у молодежи. Критикуя реальные недостатки, легко дойти до состояния, когда вообще ничего хорошего не воспринимаешь. Невозможно созидать через отрицание и разрушение. Мы должны выстроить позитивную матрицу восприятия и конструирования действительности или, по крайней мере, такую матрицу предложить.  

На основе исторического и культурного опыта, накопленного прошлыми поколениями, должна формироваться национальная идентичность. В практическом плане постижение этого опыта ведет к формированию нравственной, сильной, способной к созиданию личности, гражданского общества, а в итоге – сильной, процветающей, великой России. Большие культурные коды, на основе которых выстраивается национальная идентичность, включают в себя множество малых кодов, в том числе и региональные. В нашей Ярославской области мы видим множество примеров этого. Входя в храм, в котором крестился князь Александр Невский, невозможно не чувствовать живого пульса истории. Гуляя в центре Ярославля, градостроительный план которого совмещает русское средневековье с европейским проектом регулярности, трудно не чувствовать себя причастным к великому диалогу культур. Кроме того, территория современной Ярославской области – одно из мест формирования российской государственности.

Большие смыслы, объединяющие страну, могут и должны раскрываться через близкие, понятные каждому человеку явления. История любого памятника архитектуры неизбежно приведет к истории всей России. Сегодня пришло время говорить о целенаправленных усилиях по формированию региональной идентичности. Для нас региональная идентичность – это часть национальной идентичности, один из камушков в большой мозаике. 

Одной из главных задач здесь мы видим популяризацию, распространение уже накопленных знаний, смыслов и образов. Образов, потому что через емкие образы, зачастую визуальные, мы можем достучаться до большого числа людей. 

У нас уже есть немало успешных музейно-туристических проектов, реализованных в Мышкине, Вятском, Ростове, Ярославле, Угличе, издательских проектов, таких как книжная серия «Библиотека ярославской семьи», журнал «Углече поле». Есть планы, связанные с использованием мультимедиа, городского пространства, интерактивных форм.

Формирование региональной идентичности вовсе не значит создание ее с нуля. Она есть и сейчас, была и столетия назад. Фраза Гоголя о «ярославском расторопном мужике» отсылала читателей «Мертвых душ» к совершенно конкретному образу восприятия и самовосприятия ярославцев. Мы не говорим о создании какого-то одного бренда и тиражирования его с узкими прагматичными целями. Речь идет о создании реестра смыслов и вариантов их актуализации, что в конечном итоге должно привести к тому, чтобы опыт миллионов наших предков был доступен современникам в простой, но вместе с тем не упрощенной форме, чтобы этот опыт явился по меньшей мере одним из факторов, влияющих на формирование позитивных поведенческих стратегий в нашем обществе. 

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n43p6/
Александр Грибов

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость