Главное:
Воскресная рецензия. «Вычислитель»: бессмыслица с претензией на социальный пафос

Воскресная рецензия. «Вычислитель»: бессмыслица с претензией на социальный пафос

Опыт последних лет показывает, что в России все-таки умеют снимать хорошее кино. Опыт «Вычислителя» демонстрирует, что в России умеют делать качественные спецэффекты. А вот снимать хорошее кино со спецэффектами получается редко (разве что «Вий» был приятным исключением).

Решив снять динамичный фантастический экшен, Дмитрий Грачев выбрал для этого, пожалуй, самую неудачную основу – камерную психологическую историю о выживании на непроходимом болоте, о человечности и смысле жизни. Великолепная повесть Александра Громова рассказывает о том, как девять преступников, изгнанных с материка, идут по кажущемуся бесконечным болоту в надежде отыскать Счастливые острова. В центре истории – Эрвин, способный просчитывать ситуацию на десятки ходов вперед, и его спутница Кристи – более наивная, более человечная и являющаяся посредником между гениальным «вычислителем» и читателем.

Взявшись за экранизацию, режиссер несколько раз переписал созданный автором повести сценарий, и в итоге от оригинального произведения почти ничего не осталось. В том числе, увы, логики. Зато по необъяснимой причине остались названия, которые в фильме потеряли всякую привязку к обозначаемым объектам. Например, очень сложно понять, почему «болотом» называется сухая каменистая равнина. И почему существо, похожее на гигантский кнут из переплетающихся веток и не имеющее никакого намека на язык, называется «язычником».

Не допуская мысли, что зрителям могут быть интересны не слишком положительные главные герои, авторы фильма превратили преступников в благородных изгоев, которые борются с самым страшным, что только может быть в современном мире, – с Системой. Да, именно так, с большой буквы. Об этой Системе зрители не услышат ничего, кроме абстрактных заявлений о том, как она ужасна и тоталитарна (скудная информация будет подана через плохо написанные и по большей части бестолковые монологи главной героини). При всей своей тоталитарности Система оказывается очень уязвимой, потому что на сто процентов зависит от «центрального компьютера управления планетой». И если запустить в этот компьютер гениальный вирус, созданный гениальным советником президента и по совместительству главным героем фильма, то Система сразу рухнет, и будет всем счастье. Или не будет, но борьба уже сама по себе – дело благородное.

Но даже такая условность мира выглядит простительной мелочью по сравнению с гигантскими смысловыми дырами, которыми пестрит фильм. Вопросов во время просмотра возникает масса – от мелких и малозначимых до принципиальных, касающихся сюжетообразующих элементов. Как умудрились выжить остальные персонажи во время странного бедствия, от которого Эрвин и Кристи спрятались в ящике? Почему стражи тоталитарной Системы отпустили Эрвина на болото, если потом все равно полетели за ним охотиться? И как вообще можно было дать шанс столь осведомленному и опасному человеку дойти до Счастливых островов, где в секретном бункере находится звездолет, предназначенный для эвакуации президента. И почему, кстати, звездолет для эвакуации хранится в таком труднодоступном месте, в трехстах километрах от местонахождения самого президента?!

Хотелось бы сказать, что ситуацию отчасти спасает актерская игра… Но, пожалуй, нет, не спасает. Да, исполнители главных ролей со своей задачей справляются. Проблема в самой задаче – играть в «Вычислителе» Грачева практически нечего. Даже характеры главных героев условны и схематичны. Об остальных путниках, которые появляются в основном для того, чтобы стать пищей для очередного красиво нарисованного «болотного» существа, и говорить не стоит.

Пожалуй, лучшее, что есть в фильме, – это крохотный финальный диалог. Но едва ли он стоит того, чтобы терпеть предшествующие полтора часа бессмыслицы. Все-таки фантастика – не важно, научная она или нет, – это не только спецэффекты. Остается надеяться, что однажды российские режиссеры, наигравшись с компьютерной графикой, поймут это и начнут наконец использовать ее как инструмент, а не делать главным элементом фильма.

Смотреть в Ярославле: «Родина», «Киномакс» (ТЦ «Аура»), «Киноформат».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кинопремьеры недели».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n44nf/
кинорецензия

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость