В зоне доступа. Ярославская онкологическая больница предлагает всем желающим пройти обследование
21 ноября Ярославская онкологическая больница впервые открывает двери всем желающим. Получить консультацию ведущих онкологов региона, а при необходимости – пройти обследование в этот день сможет любой. Как обещают организаторы, работать клиника будет до последнего посетителя.
Лучше один раз зря
Первобытный страх посещения онкологической клиники и мысли «уж лучше вы к нам» разбиваются о доводы медиков: лучше один раз зря, чем один раз поздно. Не случайно на день открытых дверей здесь приглашают всех – даже тех, кто чувствует себя хорошо.
– Болезнь начинает развиваться тогда, когда человек чувствует себя абсолютно здоровым. Симптомы появляются позже, – предупреждает главный врач клиники Николай Ахапкин. – Не зря предусмотрены диспансеризация, ежегодные профосмотры. Но многие их предпочитают не замечать. Между тем в этом году выросли показатели выявленных онкопатологий при профосмотрах – если раньше это были пять процентов, сейчас одиннадцать.
В день открытых дверей ярославская прописка не потребуется. Единственный документ, который просят захватить с собой врачи, – это паспорт.
– Мы специально выбрали выходной, чтобы к нам смогло прийти максимальное число людей, и работающие в том числе, – раскрывает детали дня открытых дверей директор клиники Татьяна Бахтиарова. – В клинике 21 ноября будут работать все службы. Хотя отмечу: обследовать на диагностическом оборудовании всех не цель дня здоровья. Это зачастую просто технически невозможно. Но те пациенты, состояние которых будет вызывать опасения, обязательно получат и лабораторное, и радиологическое, и ультразвуковое обследование.
Встречать и распределять посетителей будут в регистратуре. Займутся этим не просто регистраторы, а медики со специализацией в онкологии, которые после разговора с пациентом перенаправят потоки в нужное русло.
– Врачи-онкологи независимо от специальности проведут полный первичный осмотр на онкологическую патологию, а также осмотр с учетом специфики своего профиля, – говорит Татьяна Игоревна. – Каждому пациенту врач выдаст заключение с рекомендациями. При необходимости будет назначено обследование в нашем лечебном учреждении, но в другой день, возможно, обследование по месту жительства. Всю диагностику мы на себя взять не можем, да и не нужно это: больницы и поликлиники в регионе хорошо оснащены оборудованием.
Хайтек, портящий статистику
Да, оборудование в той области медицины, которую объединяет общее название «онкология», наравне с кадрами, которые «решают все», играет главную роль в ответе на вопрос, можно ли победить этот недуг. Хотя статистику суперсовременное диагностическое оборудование, особенно на первых порах своего появления в регионе, портит.
– Чем больше высокотехнологичного оборудования, чем глубже обследуется пациент с онкопатологией, тем больше выявляется запущенных стадий, – говорит главный врач больницы Николай Ахапкин. – Почему? Да потому, что при других условиях и другой технике мелкий метастаз может пройти незамеченным. Но, согласитесь, лучше, если больному, как это ни печально, объективно выставят 4-ю стадию, но это будет не та стадия, при которой появляются клинические признаки, а та, когда человека еще можно лечить.
Появление год назад в больнице нового отделения радионуклидной диагностики, оснащенного самым современным оборудованием – гамма-камерой, совмещенной с компьютерным томографом, позволило специалистам выявлять болезнь на ранней стадии. Радионкулидная диагностика помогает определить метастазы раньше, чем при других методах исследования. Особое значение такой метод имеет и в ходе лечения онкологических заболеваний, так как используется для оценки эффективности химиотерапии.
Линейный ускоритель, работающий в клинике с 2010 года, позволяет проводить облучение опухолей различной локализации, даже тех, что недоступны хирургическому лечению.
– Это позволяет лечить ослабленных пациентов, – комментирует возможности лучевого лечения Николай Мельников, заведующий радиологическим отделением клиники. – Особенность линейного ускорителя – высокая точность обработки зоны опухоли, к которой теперь можно подводить высокие дозы – что было невозможно на оборудовании прежнего поколения. Повышается эффективность лечения. К тому же раньше в зависимости от диагноза нам иногда приходилось отказывать в лечении, потому что возможности гамма-аппаратов ограничены. Сейчас спектр показаний к лучевому лечению расширился. Кроме этого, мы имеем хороший набор фиксирующих приспособлений, с помощью которых пациент лежит ровно, не двигается. Все это максимально повышает точность лечения.
Высокоточные приборы – гордость и одновременно головная боль для клиники. Расходные материалы для них в подавляющем большинстве случаев импортного производства. Да и просто обслуживание умной заграничной техники влетает в копеечку. За то, что даже в сегодняшние непростые времена удается справляться с ситуацией, особую благодарность медики выражают региональным властям.
4 вида рака, и все серьезные
Высокая заболеваемость онкологией в регионе шокирует многих ярославцев. Область, где ежегодно регистрируется около шести тысяч новых случаев, в лидерах среди других регионов.
Как констатируют онкологи, за последние пять лет произошли изменения в структуре заболеваемости. Сейчас пальма первенства у рака кожи и меланомы, на втором месте – онкология молочной железы. Замыкает тройку лидеров рак легкого. По словам медиков, за последние два года на четвертое место поднимается колоректальный рак, толстой и прямой кишки. А рак желудка сдает позиции, хотя еще несколько десятилетий назад был в лидерах.
Чем объяснить высокий уровень онкологии в регионе? По мнению врачей, негативную статистику обеспечивают, как это уже говорилось, хороший уровень обследования, а также экология.
– Если ничего не делать, то и заболеваемость будет маленькая, – комментирует коварную цифирь начмед клиники Николай Кислов. – Действительный показатель работы онкослужбы – это разрыв между заболеваемостью и смертностью. Если по заболеваемости мы занимаем одно из первых мест в РФ, то по смертности мы в середине. А значит, не выбиваемся из общероссийских показателей.
Что касается экологии, считает Николай Викторович, не случайно львиную долю пациентов дают основные промышленные центры региона – Ярославль и Рыбинск:
– В СанПиНах есть список облигатных канцерогенов – это так называемые профессиональные вредности, – говорит медик. – У меня есть пациент, у которого 4 вида рака, и все серьезные. Как выяснил, он работал с высококанцерогенным веществом всю жизнь на одном из промышленных предприятий Ярославля. Вот и причина…
Больная тема для медиков
То, что в высокой заболеваемости онкологией стало модно винить «плохо работающих врачей», для онкобольницы своя, больная тема.
– Заболеваемость не зависит от того, как нас обследуют, – говорит Николай Ахапкин. – Болезнь либо есть, либо ее нет. И независимо от того, есть ли оборудование и врачи, она все равно будет развиваться. О выявляемости речь идет. Да, выявление по обращаемости сейчас стало лучше, доступнее стало большинство обследований. Все зависит от организации. Если нас департамент здравоохранения постоянно шпыняет, а мы ездим по району и заставляем работать врачей районных больниц – здесь есть и результат.
– В нашей поликлинике по нормативам должны в день проходить до 190 человек, а в действительности – 250, – говорит директор медучреждения Татьяна Бахтиарова. – Представляете, с каким напряжением работают доктора? Кстати, не за повышенную зарплату. К нам часто приезжают японцы – у эндоскопического отделения с их клиниками давно сложились дружеские отношения, наши сотрудники ездят туда на учебу. Так вот профессор Тору Ито как-то сказал: «Я не ощущаю разницы между работой здесь и в Японии – высококлассные специалисты, все отлажено, оборудование работает».
О том, как работает онкологическая больница, лучше всего говорит география обращений – лечатся и обследуются здесь не только жители региона, но и соседних областей, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, славящихся своим опытом в лечении недуга.
Конечно, в этой сфере медицины не все так безоблачного, как того хотелось бы пациентам и их врачам, и это касается не только Ярославля. Ведь прежде всего все упирается в деньги – лечение одного онкобольного обходится в десятки тысяч рублей в месяц. И, конечно, не покрывается тарифами страховой медицины.
– Постоянно появляются новые препараты, которые позволяют улучшить качество жизни пациента. Но и стоить они могут сотни тысяч рублей. По законодательству онкобольной получает лечение абсолютно бесплатно – а значит, мы должны исходить из возможностей российского бюджета…
Что делать?
На это вопрос онкологи отвечают однозначно: вовремя обследоваться.
– Тогда, когда развитие болезни можно затормозить на начальной стадии, – в этом видит секрет успеха Николай Ахапкин. – Как это ни банально звучит, надо заботиться о своем здоровье и регулярно проходить необходимую диагностику. В той же Японии страховые компании не выдадут страховку до тех пор, пока клиент не принесет данные полного медицинского обследования. В противном случае, если человек заболеет, все лечение ляжет на его плечи. Поэтому за границей вопроса, идти или не идти обследоваться, не стоит. Один раз в год потратить на то, чтобы обследовать желудок, один раз в два-три года – кишечник и с 45 – 50 лет один раз в год женщинам обследовать молочную железу. В чем сложность вовремя прийти в поликлинику по месту жительства?
О том, что о своем здоровье каждый должен заботиться сам, говорит и начмед клиники Николай Кислов:
– Много лет работы в онкологии приводят к выводу, что дальнейший прогресс в области и в стране связан с просветительской работой. Одними организационными методами, которые будут насаждаться сверху, ситуацию не исправишь. Нужно больше обращать внимание населения на проблему. Чтобы не боялись обследования. Не забывали вовремя проходить диагностику. Можно выстроить современные медицинские центры, но если пациенты придут уже в запущенной стадии, это будут впустую потраченные деньги.
Не случайно большие надежды в клинике возлагают на день открытых дверей, надеясь, что он по-новому заставит ярославцев посмотреть на проблему. И возможно, этот день станет для региона началом нового этапа в борьбе с недугом.
Фото Сергея Белякова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4ajp/
Комментарии: