Борис МЕЗДРИЧ: «Простенького театра больше не будет»

Общеизвестно, что театр начинается с вешалки. Однако, на мой взгляд, понятие «вешалка» вмещает в себя очень многое: свежую краску фасадов здания, и то, насколько комфортно обустроен зрительный зал, и кучу других хозяйственных мелочей – о чём обычно не вспоминают, когда речь заходит о насыщенной культурными событиями театральной жизни. Рассудив, что о премьерах и фестивалях ещё представится повод побеседовать в свой срок, накануне открытия 261-го театрального сезона тему для беседы с директором академического театра драмы имени Волкова Борисом Мездричем мы обозначили как раз формата «вешалки».

Борис МЕЗДРИЧ: «Простенького театра больше не будет»

– Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в прошедшем сезоне, когда на два месяца по предписаниям Роспожнадзора была приостановлена деятельность театра, доказала, что не только одни театральные премьеры вызывают широкий общественный резонанс. Какие меры приняты театром, чтобы это не повторилось впредь?

– Напомню, что я принял театр в сентябре 2008 года, и на тот момент театр уже обладал «багажом», состоящим из 88 пунктов предписаний Роспожнадзора. К сожалению, предыдущим руководством театра на протяжении нескольких лет ничего не было предпринято по устранению этих замечаний – это принципиальный момент, я не могу отвечать за чужую профессиональную бездеятельность. На сегодняшний день ситуация такова: 1 июля в ходе проведённой Роспожнадзором плановой проверки выявлено 6 пунктов, по четырём предписаниям сейчас ведутся работы, и к началу сезона эти претензии будут исправлены. В частности, расчёт пожарных рисков – документ, который обязано иметь любое учреждение, для театра в настоящее время разрабатывает Всероссийский НИИ пожарной охраны, самая компетентная в этой сфере в стране организация. Оставшиеся два предписания Роспожнадзора можно устранить только в ходе реконструкции театра. Установлено 80 противопожарных дверей по всему зданию, идёт монтаж автоматической системы оповещения о пожаре, начат ремонт входной группы – там, где расположен служебный вход; также будут отремонтированы помещения в правом крыле…

– Вы говорите о текущем ремонте или театр уже приступает к реконструкции?

– Это текущий ремонт, осуществляемый за счёт собственных средств театра. Надо понимать, что реконструкция – сложный, многоэтапный процесс. Сейчас идёт начальная, предварительная стадия: ведутся проектно-изыскательские работы, готовятся технические задания. Идёт организационная работа по включению Волковского театра в перечень объектов федерального подчинения, подлежащих реконструкции по линии Министерства культуры России. Для понимания «серьёзности» этого перечня скажу, что в настоящее время в рамках такого проекта осуществляется реконструкция зданий Большого театра и петербургской Мариинки. 

– Каков наш шанс попасть в этот заветный список?

– Шанс есть. Для положительного результата необходимы общие усилия руководства театра, правительства Ярославской области и Министерства культуры России. Я предварительно беседовал на эту тему с губернатором Сергеем Вахруковым, понимание ситуации с его стороны полное, и я надеюсь, что как только завершатся юбилейные торжества в Ярославле, подготовительный процесс перейдёт в активную фазу. 

– Если уж мы заговорили о реконструкции театра, то когда ярославцам всё-таки этого ожидать?

– Предположительно через два-три года. Рассчитываем уложиться в семь-восемь месяцев, то есть театр будет закрыт с апреля по ноябрь. Насчёт репетиционной базы на этот период будем договариваться с каким-либо Домом культуры. Что касается спектаклей, то будут разработаны три модели разномасштабных гастролей: городские, и здесь мы рассчитываем на поддержку мэрии Ярославля, областные планируем провести при содействии правительства области и российские – при поддержке Министерства культуры России. Опыт организации жизни театра в период реконструкции здания у меня есть, так было в Новосибирском театре оперы и балета.

– Значит, запланированные на этот сезон ремонтные работы никак не коснутся интересов зрителя?

– Совершенно верно. Что касается ремонта, то в настоящее время мы можем вести работы только в тех зонах, которые не охвачены договором, заключённым предыдущей дирекцией театра с одной ярославской строительной фирмой. Пока расторгнуть этот договор, несмотря на продолжающиеся судебные процессы, не удаётся. А непрофессионализм деятельности этой компании может увидеть любой ярославец, достаточно поднять голову и посмотреть на колосниковую коробку здания со стороны улиц Первомайской и Ушинского. Работы были выполнены два года назад без капитального ремонта кровли здания, который был в графике работ, и, конечно, уже сейчас всё сыплется. Заявляю официально: я федеральные деньги в заведомую халтуру вкладывать не буду. 

– О каких зонах, ставших предметом судебных разбирательств, идёт речь?

– Часть фасадов здания, кровля и другие работы.

– То есть как раз то, что видят ярославцы. Вот и ответ на многочисленные вопросы наших читателей, почему первый русский театр встречает юбилей города в столь неприглядном виде… 

– Да. Кроме текущего ремонта в театре в этом году будут заменены световое сценическое оборудование, всё штанкетное хозяйство. Приобретена фура для внутригородской перевозки декораций и костюмов со складов, таковых у театра в городе три. 

– В труппе театра пополнение, приглашены шесть новых актёров и режиссёр Евгений Марчелли…

– Театр не может существовать без молодёжи. Все вновь пришедшие приглашены на срочные, сроком на один год, договоры.

– Система срочных договоров распространяется на всех сотрудников театра?

– Законодательство позволяет заключать срочные договоры на срок до пяти лет. Сегодня в театре на срочном договоре находятся директор театра, администрация, главный режиссёр, все вновь поступающие на работу – вне зависимости от должности. Раньше в театре практиковалась система бессрочных договоров. В конце прошлого сезона мы с главрежем Сергеем Пускепалисом подробно побеседовали с каждым артистом, каждому были предложены индивидуальные условия срочного контракта, и большинство труппы – без малого 80 процентов – согласились с нашими доводами в пользу срочных контрактов.

– Что это даёт?

– Кроме лирической составляющей – творческого стимула – система контрактов обеспечивает прозрачность финансовых отношений между актёром и работодателем. Каждый знает, например, сколько стоит выход в той или иной роли. Одна цена для вчерашнего студента, совсем другая – для артиста со званием. Умножаем цену выхода на число спектаклей, и актёр заведомо знает, какую сумму и за что именно он получит. Раньше директор был вынужден ежемесячно придумывать какие-то премии и надбавки, и это был очень болезненный для всех процесс. А теперь маститые, с именем артисты с удовольствием соглашаются на роль и в массовке.

– Но больше 20 процентов труппы не согласились со срочными контрактами…

– Они остались на бессрочном договоре, но это уже совсем иные финансовые условия, о которых все стороны предупреждены. И ещё о деньгах… Театр имени Волкова – один из немногих театров федерального ведения, кто до сих пор не имеет правительственного гранта. Он выделяется для поддержки творческой деятельности театра, и, поверьте, это очень серьёзные деньги. И сейчас руководство театра ведёт активную работу, чтобы добиться правительственного гранта и для волковцев. 

– Задействован ли как-либо театр в юбилейных торжествах Ярославля?

– На площадке Волковского театра состоятся концерты Александры Пахмутовой и Николая Добронравова и оркестра под управлением Владимира Спивакова. А артисты театра примут участие в большой юбилейной программе – нам выделено пять минут на то, чтобы представить свой театр, и это будет очень зрелищная, яркая история.

– На сборе труппы вы говорили о том, что посещаемость театра резко возросла и достигла 88 процентов. И в то же время в редакцию приходят письма от старых театралов, которые недовольны сегодняшней художественной политикой театра. Дабы не быть голословной, процитирую письмо жительницы посёлка Щедрино Ярославского района Л. В. Ронжиной: «В новом шедевре «Екатерина Ивановна» всё перевёрнуто с ног на голову. Обыкновенная похоть и непристойности трактуются как любовь. А «Три сестры» со сценами грубого насилия, что несвойственно Чехову, это уже психологическое унижение и актёров, и зрителей. Не надо использовать площадку прославленного театра для своих амбициозных и сомнительных проектов». И это – не единственное такое письмо.

– Проблема в том, что в репертуаре театра в течение длительного времени господствовали незамысловатые комедии. В списках постановщиков последних десяти лет я нашёл только два известных имени – Александр Григорян, который поставил «Хануму», и Сергей Яшин, сделавший спектакль «Тётка Чарлея». Со мной можно не соглашаться, но в театре «простенького и весёленького» репертуара больше не будет. Задача регионального театра состоит в том, чтобы зритель максимально расширил диапазон своих художественных впечатлений. Возьмите последние постановки – «Горе от ума», «С любимыми не расставайтесь», «Концертъ», «Прекрасный мир», «Кармен», «Три сестры», «Екатерина Ивановна» – разные по стилю, жанру, режиссёрской манере спектакли. Театр должен быть умный, интеллектуальный, разный, но главное – живой. Вопрос в том, насколько зритель готов к восприятию нового. Что касается недовольных писем, отвечу: те, кому нравятся спектакли, не пишут в газеты, они идут в театр и покупают билеты. Вот и складывается обманчивое впечатление, что недовольных много. А 88 процентов посещаемости, что на тридцать процентов больше показателей предыдущих лет, это – факт.

– Какова ценовая политика театра? 

– Цены на билеты немного подросли. Однако надо понимать, что прежние цены были занижены по сравнению с ценовой политикой других региональных театров. Сейчас цена на билеты – от 150 до 400 рублей, исключение составляет «С любимыми не расставайтесь» – здесь билеты от 250 до 500 рублей. 

– И напоследок, поделитесь, что сезон грядущий нам готовит? 

– 30 сентября состоится первая премьера 261-го театрального сезона: режиссёр Александр Кузин представит «Чёртову дюжину» по рассказам Аверченко. В декабре у нас запланированы две премьеры: режиссёр Сергей Пускепалис ставит пьесу Алексея Слаповского «Бедный миллионер», а детвору ожидает «Снежная кутерьма-2». Мартовская премьера – спектакль «Дальше – тишина» в постановке Виктора Рыжакова. Кроме того, Евгений Марчелли в мае пригласит на свою премьеру, название спектакля будет объявлено позднее, и под занавес сезона, в июле, польский режиссёр Генрих Баранов­ский покажет шекспировскую «Бурю». В течение первой недели ноября в театре пройдёт традиционный XI Международный Волковский фестиваль «Русская драматургия на языках мира», в апреле ждём в гости молодёжь – «Будущее театральной России». А что касается гастролей, то в октябре нас ждут в Калуге на всероссийском театральном фестивале «Старейшие театры России в Калуге», в ноябре планируем зарубежные гастроли в Венгрии. 

– Спасибо за откровенность, и надеемся на новые впечатления от встречи с Волков­ским!

 
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3197/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость