Главное:
954

На край света за 30 дней

Двое ярославцев стали первыми, кто на байдарке преодолел маршрут до мыса Челюскина

«Ушли люди с Севера, почти все ушли», – с сожалением вздыхает художник Сергей Вихарев, уже с ностальгией всматриваясь в фотографии, которые недавно привез из путешествия по полуострову Таймыр. На них прекрасное и дикое побережье рек и озер Таймыра и Карского моря, давно брошенные рыбацкие домики, пещеры и льдины а еще белые медведи, олени и даже белухи.

Около 30 дней, 6 рек по течению, еще столько же против, 4 озера и 250 км по морю – такой путь проделали Сергей Вихарев вместе со своим другом преподавателем ЯГТУ Александром Шапошниковым. Говорят, на веслах такого еще никому не удавалось, слишком уж опасно. Ярославцы риск тоже осознавали, тем более что отправлялись без спутниковой связи. Удовольствие оказалось слишком дорогим, и даже за несколько лет планирования поездки денег на это выделить не получилось. Но мечта добраться до самой северной материковой точки Евразии оказалась сильнее опасений, к тому же оба друга – путешественники со стажем.

– А вот здесь, взгляните, мы высадились в «Бухте ожидания» на озере Таймыр, это заброшенная полярная станция, – комментирует Сергей очередную фотографию. – В 42-м году она обеспечивала прогноз погоды при перегоне американских истребителей с Аляски, которые по ленд-лизу в СССР поставляли. Ходишь между этими заброшенными зданиями, и грустно становится. Это ведь, по сути, умирающий памятник эпохе героического освоения Арктики, когда-нибудь он исчезнет совсем.

Свое путешествие друзья начали еще 1 июля. На поезде до Красноярского края, оттуда на самолете до Хатанги (поселок на юге Таймырского полуострова). Потом сели в байдарку и поплыли к главной цели – мысу Челюскина. По реке Нижней Таймыре на северо-восток, через так называемый коренными жителями нижний мир, начинающийся к северу от озера Таймыр. Там, по преданиям, проходит граница мира живых и мертвых.

– В этих местах никогда не селились, вокруг лишь голая земля и острые камни, – объясняет Сергей Валентинович.

Еды из Ярославля везли с собой по минимуму, многое закупили уже в поселке. Потом выручали еще и охота с рыбалкой. А вот теплой одежды набрали побольше – Север как-никак. В день гребли часов по 10 – 12, получалось в среднем километров по 40 за сутки. Останавливались для того, чтобы отдохнуть и устроить фотосессию в очередном очаровавшем своей северной красотой уголке.

– Казалось бы, мы на Севере всего-то месяц пробыли, а изменения в организме сразу же начались, из-за этого тяжело, конечно, было, – признается путешественник. – Вода там, например, совсем другая, зубы начинают крошиться моментально. А еще пальцы рук у нас обоих немели, отнимались буквально. Ведь большую часть времени мы гребли, и руки соответственно находились выше уровня сердца, отток крови, ясно дело.

Однако о неудобствах и трудностях думать было особенно некогда. Ведь следить приходилось не только за маршрутом, но и за собственной безопасностью.

– Первого медведя мы увидели с воды. Я еще подумал, как этот огромный камень на берегу похож на медведя, – смеется Вихарев. – Когда понял, кто это, давай кричать, кадр хотелось хороший сделать. Раз кричу, второй – игнорирует. Когда я своего добился, то уж и не рад был. Зверь зашел в воду и с невозмутимым видом поплыл в нашу сторону. Мы за весла и припустили изо всех сил.

Вскоре, видимо, хищнику эти «догонялки» надоели, и он отстал. Путешественники высадились на берег, но бдительность не теряли: знали, по запаху медведь их все равно найдет, если захочет. Так и вышло.

– Мы уже костер развели, рыбу жарим на сковородке. Вдруг показался наш приятель в нескольких метрах. Меня увидел и на задние лапы встал, рычит. «Ух, ну и здоровый монстр! Под три метра, наверное!» – подумали мы с Михалычем, – увлеченно старается продемонстрировать то размеры медведя, то свое от них удивление Сергей Вихарев.

Путешественник схватил ружье и выстрелил в землю, около лап зверя. Этого хватило, чтобы тот ретировался.

На стоянке пришлось остаться еще на 4 дня, пережидать шторм. Спали по очереди, дежурили. И не зря – еще один косолапый бродил вокруг палатки. Повезло, его отпугнул густой дым от костра. А когда уже отплыли, вдоль берега с ними бежал молодой медвежонок.

– Это, кстати, не единственное наше сопровождение было. Когда вышли в Карское море, вместе с нами путешествовала стая белух со своими детенышами, – мечтательно вспоминает Вихарев. – Это такая релаксация, как они рядом плывут, плещутся! Вначале, видимо, белухи преследовали косяк рыбы, но, увидев нас, сменили курс. Михалыч поначалу даже переживал, что они байдарку перевернут, так близко плыли.

Самый же опасный момент во всей экспедиции наступил, когда не ждали, и без топтыгина опять не обошлось. Северных хищников ярославцы не видели уже несколько дней и успели расслабиться. Спать оба легли.

– В полудреме чувствую рядом с собой дыхание медведя и тут же легкое царапанье по палатке, – повествует Вихарев. – Тут же разбудил Михалыча, сам за ружье. А зверюга-то уже палатку прорвал и голову к нам засунул. Я руку высунул из-под палатки с противоположной стороны и пальнул в воздух. Слава богу, животное сразу отбежало. А в самого мишку стрелять – последнее дело, они и так вымирают.

Добравшись наконец до мыса Челюскина, правда, на несколько дней позже, чем рассчитывали, – 13 августа, путешественники смогли установить там памятный знак, даже табличку в честь 1000-летия Ярославля специально отчеканили.

Сюрпризом для путешественников стала… старая зенитка. Почти вся она развалилась и вросла в землю. Только шины на колесах как новые. А на них производитель написан: «Ярославский шинный завод». Есть чем гордиться землякам!

Вскоре начался шторм, и отправляться назад по воде оказалось невозможно.

– По просьбе пограничников нас приютили полярники на метеостанции, их там шестеро было: трое мужчин и три женщины, – рассказывает Сергей Валентинович. – А мне сразу фильм вспомнился «Как я провел этим летом». Даже хотел с Сергеем Пускепалисом встретиться, сравнить впечатления от этого особого мира, но не успел. Кстати, без оружия полярники из дома не выходят, медведи там бродят, как у нас собаки.

Сергей и Александр стали думать, каким же способом попасть домой. Вариантов было два: рассчитывать на проходящие суда или на то, что пограничники прихватят с собой на вертолете.

– Мы и своим ходом могли вернуться, но тогда бы Александр опоздал к началу занятий в университете, – объясняет Сергей Вихарев.

Уже по ходу выяснилось, что всем и везде нужны официальные разрешения, и просто так никто везти путешественников не захотел. Поэтому ярославцы решили обратиться в ФСБ Новосибирска с письмом.

– Мол, прихватите с собой по дороге, когда, например, пограничники будут меняться, – объясняет Сергей. – А жене я телеграмму выслал: «Надюша, ждем оказии».

Но оказии пришлось ждать еще 20 дней, в течение которых родные путешественников не на шутку запаниковали и обратились в МЧС по Ярославской области. Процесс сразу ускорился: на вертолете пограничники наконец-то подкинули ярославцев до Хатанги.

Несмотря на все перипетии, путешественники уже планируют новые маршруты. В планах связаться с Институтом Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, чтобы было кому забрасывать, а потом забирать туристов-экстремалов. А уж тогда можно будет сообразить что-нибудь еще более захватывающее.

– Если хоть один раз попутешествовал, потом уже такому человеку не остановиться, – с блеском в глазах подытожил Сергей Вихарев.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ndl5/
МЧСпамятникохота

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость