Главное:
830

В зоне доступа

Ограниченные возможности человека не должны стать приговором

Компьютер с бравурным «Вставай, страна огромная» вместо будильника, духовка, разогревающаяся к приходу хозяев, стиральная машина, включающаяся словно по собственной воле. Заставить окончательно «поумнеть» технику программисту Дмитрию Дорошенко вполне под силу.

Барьер, еще барьер!

Демонстрировать он может не только чудеса технические, но и жизненные: находясь на инвалидности, зарабатывает больше, чем в прежние времена.

– Да ничего сложного, – с видом фокусника, достающего из шляпы за уши зайца, говорит Дмитрий. – Нужно лишь создать программу, которая подключит к компьютеру всю бытовую технику. И тогда он будет следить за своевременным включением чайника или стиральной машины.

По специальности мой собеседник – инженер электросвязи, есть у него и научная степень – кандидат физико-математических наук. Всю жизнь проработал в крупнейшей телекоммуникационной компании региона.

Но была операция на позвоночнике: удаляли тератому, врожденную опухоль.

О дальнейших событиях в жизни Дмитрий говорит без трагизма и по-деловому:

– В 2001 году дали третью группу инвалидности. Предлагали вторую, отказался: она сулила мгновенное увольнение. А так на прежнем месте проработал до 2009 года.

Потом Дмитрий встал на биржу. Говорит, в том, что без работы не останется, сомнений не было. Хотя предлагаемые вакансии, конечно, не устраивали:

– То, что предлагали по специальности, было связано или с разъездами, или с работой на высоте. Ну куда я с больной ногой?

Сейчас Дмитрию удается получать приличный доход, практически не выходя из дома. Однажды он увидел объявление, приглашающее участвовать в программе самозанятости. Сначала прошел мимо, потом вернулся. Тем более что с идеей, которую положил в основу своего бизнес-плана, все было ясно:

– Создание компьютерных программ. Сейчас все программное обеспечение производится корпорациями, большими группами, начиная от 50 человек. Но при этом они не учитывают интересы отдельных людей. Нужна, допустим, кому-то своя прикладная программка. С «мелочью» никто из «китов» связываться не будет. Эта ниша свободная и очень перспективная.

Свой бизнес-план Дмитрий успешно защитил в службе занятости, получив на приобретение компьютера чуть более 58 тысяч рублей. Постепенно стали появляться заказы. С отчетностью проблем тоже не возникло – жена Дмитрия главбухом в банке работала.

– Словом, пока получаю больше, чем на постоянной работе. Вот ремонтом квартиры наконец-то занялся. А дальше посмотрим…

Слишком здоровая конкуренция

Увы, так бывает не всегда. И все причастные к трудоустройству ведомства и общественные организации это признают.

– Раньше проще было, – говорит председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Александр Фролов. – Предприятиям, которые брали инвалидов на работу, давали налоговые льготы. Но в 2005 году эту практику отменили, взамен появился закон о квотах на рабочие места для этой категории. Сейчас реально простимулировать бизнес можно только «пряником», что и делают областные власти, создавая различные программы и организовывая конкурсы для предприятий, обеспечивающих рабочими местами инвалидов. Реально изменить ситуацию было бы можно, если бы квота распространялась на предприятия, где трудится от тридцати работников, а не от ста, как сейчас.

Специализированных реабилитационных предприятий, где используется труд инвалидов, сейчас осталось немного. Проигрывают они по понятным причинам в слишком уж здоровой конкурентной борьбе. Поэтому, по общероссийской статистике, и трудоустраивается около двадцати процентов людей с ограниченными по здоровью возможностями. Кризис ужесточил правила игры.

– Всем работодателям нужны здоровые, квалифицированные сотрудники, – говорит первый заместитель директора департамента Государственной службы занятости населения Светлана Хобина. – В этом году к нам обратились 1485 инвалидов, из них безработными признали 1266 человек. Трудоустроены 319, еще 27 открыли свое дело по программе самозанятости. Вопрос сложный, но стараемся его решать.

Вверх по пандусу

По словам сотрудников областного департамента труда и социальной поддержки населения, проверки по квотированию рабочих мест показывают: возможность оказаться под пристальным оком прокуратуры потенциальных «уклонистов от квоты» отрезвляет.

– Так, еще прежнее руководство пивзавода отказывалось организовывать места для людей с ограниченными возможностями, – привела пример специалист отдела по делам ветеранов и инвалидов Ольга Корягина. – Пообещали визит прокуратуры. На следующий день несколько десятков рабочих мест на помывке стеклотары были найдены.

Для тех работодателей, кто пожелал участвовать в адресной региональной программе по снижению напряженности на рынке труда, департамент службы занятости выделяет по 50 тысяч.

– Да, увлечь этой суммой сложно, – уверена Светлана Хобина. – Ведь работодатель потом как минимум в течение года должен платить сотруднику зарплату. Но мы призываем бизнес быть социально ответственным. В этом году работодатели активнее идут в программу. За прошлый год нам удалось устроить 52 человека, в этом – уже 62.

Комментируя разговоры об интеграции инвалидов, Александр Фролов сказал, что такое будет возможно, только «когда все общество душой к нам повернется». Будет ли так – зависит от каждого из нас.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ndma/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость