Главное:

На фестивале науки доцент ЯрГУ рассказала о противостоянии манипуляциям

В среду, 18 сентября, на ярославском фестивале науки кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии ЯрГУ имени Демидова Елена Маркова рассказала всем желающим о том, как распознать манипуляцию и противостоять ей.

По словам доцента, человек в первую очередь существо не разумное, а эмоциональное. Поэтому из множества методов воздействия только один – аргументация – обращается к разуму. Все остальные нацелены на эмоции.

Человек, не испытывающий сильных эмоций, меньше подвержен манипуляции, а потому воздействующему очень важно вывести собеседника из состояния эмоционального равновесия. Для этого часто используются различные сигналы и стимулы – изображения, звуки, запахи. Недаром в рекламе, не связанной с детскими товарами, запрещено показывать детей: образ милого ребенка у большинства людей вызывает положительные эмоции, которые человек подсознательно связывает с рекламируемым товаром.

Чтобы вызвать эмоциональную реакцию, манипулятор играет на различных особенностях человеческой природы. Психологи называют их «кнопочками». Первая из них – гордыня: гораздо труднее отказать человеку, который начинает разговор с вами с комплимента. Вторая – жадность. Слова «скидка» или «два по цене одного» действуют волшебно и заставляют людей покупать то, на что без манипуляции они и вовсе не стали бы тратить деньги. Третья «кнопочка» – доброта, четвертая – страх. Зачастую, чтобы заставить человека поступить определенным образом, манипуляторы хорошенько пугают его последствиями другого решения. Такой прием нередко используется в предвыборных кампаниях или в социальной рекламе. Не менее действенным оказывается апелляция к гендерным особенностям человека. Классический пример – фразы вроде «Девочки так себя не ведут!» или «Вы же мужчина…».

Если чувствуете, что собеседник льстит вам, пытается вызвать жалость или страх, стоит насторожиться: возможно, перед вами манипулятор. Еще один признак манипуляции – использование категоричных наречий: «Ты всегда…», «Все используют этот продукт…».

Очень действенным способом манипуляции является предложение быстро и легко удовлетворить потребности человека. Кому в детстве не хотелось иметь волшебную палочку, чтобы все желания исполнялись мгновенно? Вот такие «волшебные палочки» зачастую и предлагает реклама. Хотите, чтобы ваш ребенок был здоров – кормите его определенным йогуртом. Хотите иметь успех у противоположного пола – используйте определенный дезодорант или духи. Очевидная манипуляция, которая все же оказывается достаточно действенной.

В личном общении люди зачастую играют на потребности других в признании. Манипулятор создает у собеседника впечатление, что, выполнив просьбу, он заслужит уважение какой-либо группы людей. Стоит ли говорить, что это впечатление обманчиво?

Еще один прием манипуляции постоянно используют продавцы – как на рынках, так и в модных бутиках. «Только вы с вашим вкусом можете оценить эту шляпку…» или «Вы никогда не купите этот пиджак, он слишком дорогой…». Такой прием называется «щипок». Его используют и в деловых отношениях. «Только вы сможете справиться с этим заданием», – говорят вам, предлагая поработать сверхурочно. Часто такая манипуляция подкрепляется созданием иллюзии свободы выбора: «Вы, конечно, можете отказаться…». После этого отказать манипулятору становится еще сложнее.

– Чтобы не попасться на эти крючки, будьте чутки и внимательны к собственным эмоциям, – советует Елена Маркова. – Не забывайте, что вы всегда имеете право взять паузу, прежде чем принять решение.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3wg6/
наука

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость