В Данилове снимали фильм - «Штрафник»
Новость, что в тюремном замке снимается кино, облетела Данилов буквально на следующий день после визита заслуженной артистки РСФСР Светланы Светличной.
- Рот закрой!
От громогласного окрика аж коленки подкосились.
- Рот закрой!
Крик был такой настоящий! Это со съемочной площадки слышится...
– Надо умыться, что вы такие неподготовленные пришли?
Энергичная девушка Наталья на съемочной площадке работает с массовкой и постоянно всех пересчитывает. Одежек на ней что листьев на капусте. Предусмотрительная какая, а нам холодно! Солнце прям сумасшедшее, пригревает. А чуть в тенек зашел – тут же мороз щиплет. Стоять на холоде три часа становится не интересно. Когда ж начнем?!
Где здесь косметику смывают? Снегом? Ну уж нет!
Новость, что в тюремном замке снимается кино, облетела Данилов буквально на следующий день после визита заслуженной артистки РСФСР Светланы Светличной. Когда открывали кинозал, в тюрьме работали декораторы. Об одном из них, известном и почитаемом в киношных кругах Юрие Константинове, очень тепло отзывалась Светлана Афанасьевна.
Он, помнится, играл в «Меня зовут Арлекино». Нашумел этот фильм в 1988-м. Олег Борисович потом надолго выпал из актерской обоймы, но от кино не отходил: продюссировал, писал сценарии и несколько лент снял как режиссер. Из последних - сериал «Next» - Следующий...
Слышится хохот. Вороны подкаркивают, будто что понимают. Пластиковые стаканчики с кофе и чаем совершают круговорот из длинной пластиковой стопки в мусорные мешки, прикрепленные скотчем к бокам автобусов и машин...
Периметр охраняется собаками
Даниловцы Евгений Чернов, Василий Дружинин, Ирина Капустян, Сергей Измайлов, Елена Смирнова ждут начала действа - их пригласили в массовку. Приехали на съемки и желающие из Ярославля. Среди них Сергей Демин Колоритный какой! На нашу Александру Савельеву, похоже, глаз положил - все разговоры разговаривал. Сергей признался: часто в Ярославле снимается, благо есть где развернуться - «по пять-шесть проектов в год проходит».
- Я с Золотухиным снимался, с Гостюхиным, Стекловым, - перечисляет Сергей. - С Домогаровым, Ефремовым и Лифановым в карты играли на ночных съемках в Угличе. Интересно все это. Очень даже!
На стене острога огромная надпись коричневой водоэмульсионкой: «Периметр охраняется собаками». Собак, конечно, нет, но если написано, кто ж посмеет не поверить?! Хитро!
Времени первый час. К тюрьме наконец-то начинают подъезжать большие автофургоны, микроавтобусы... Даже «полуторку» приволокли на эвакуаторе. Она на ходу, но берегут, видимо. Это ж сколько деньжищ надо, чтоб столько добра из Москвы привезти?!
Естественная бледность
А вот и Сафонов с Фоминым показались. Девушка Наташа снова нас пересчитала и попросила пойти переодеться. В автобус.
– Наталья, мое круглое и вечно довольное лицо не выпадет из 1946-го? - опасливо вопрошаю я. – Не навредить бы.
– Лица тогда разные были, – девушка критично осмотрела меня с ног до головы. - Если не хотите, можете не стоять...
– Что вы, что вы! Хочу, конечно! – решаю на всякий случай больше к ней не приставать.
И вот из автобуса выходит тот самый колоритный ярославец. Совсем не узнать!
Когда смотрю фильмы, действие которых разворачивается в военное время, поражаюсь, где режиссеры отыскивают мордоворотов? Страх порой берет! Оказывается, не лицах дело, а в одежде! Вот переоделся – и совершенно другим человеком стал! Чудесное преображение ожидало нас всех.
В автобус запускали по одному. Там, перешагивая через огромные баулы, пробираюсь в «хвост». Мне выдали светло-коричневые хлопчатобумажные колготки. Натянула их прямо на джинсы. Зрелище еще то! В кожаные ботинки еле влезла - они, видимо, от долгого лежания скукожились. Пришлось высокую шнуровку расплетать. Замерзшими пальцами не больно-то пошевелишь! Куртку мою заменило темно-фиолетовое пальтишко с черным воротничком, на голову надели платок в мелкую клетку. Гримеры намазали лицо и руки светофильтром, чтобы лицо на экране «не казалось зеленым».
Гримировалась, к слову, одновременно с главным героем! Вот ведь! Челку мне бесцеремонно пришпилили невидимками и сбрызнули железобетонным лаком для волос, а потом с бровями вместе спрятали под платок. Хоп, и я – первостатейная бабушенция!
Симпатичную тетушку сделали из Елены Смирновой. Когда она спускалась по узенькой лестнице, я ее и не признала. Как по заказу, Елене Павлиновне выдали черную шубу и супермодные по тому времени ботиночки.
Александре Савельевой повезло меньше: тонюсенькое дырявое пальтецо, на котором только две пуговицы, не грело. Из-под него торчало красное платье. На голове букли накрутили и пуховым платком прикрыли.
– Бледность лица не тронули, говорят, очень естественно все, - Саша не знала, комплимент это или повод поплакать...
Образ получился очень даже! Ирину Капустян сделали красавицей того времени, и родинку на щеке нарисовали. Ирина недоумевала, зачем она ей такая большая - пятно почти во всю щеку?! Но гримерам, похоже, виднее. Они – особенные: глянули и поняли, что человеку нужно. Мужчины даниловские тоже преобразились до неузнаваемости. Василию Дружинину приклеили усы, которые ему невероятно пошли. А Евгению Чернову взбили кудри и не велели одевать шапку – прическа аккурат послевоенная...
Чтобы не стошнило
Массовку выстроили в очередь к ходу в тюрьму. Выдали узелки, авоськи, у кого-то за плечами появился «сидор». Режиссер терпеливо объяснил: мы принесли передачки своим близким. В нашей очереди будет и главный герой.
– Фильм «Штрафник» про двух братьев, которые оказались по разные стороны баррикад, - рассказывает Кирилл Сафонов. – Один оказался разведчиком, другой – бандитом. Они считали друг друга погибшими, но встретились после войны. Главные герои за время фильма попадают в разные перипетии: и мой герой оказывается в тюрьме, и его любимая девушка – тоже.
Кирилл играет разведчика. По словам режиссера, у него очень сложная задача.
– По своему опыту знаю, положительный герой - это всегда опасно. Заштампованность, весь такой положительный и правильный... Играть надо так, чтоб зрителя не стошнило, - уверен Олег Фомин. – Стены, надеюсь, сыграют на картину так же, как артисты. За ними такая история, такая энергетика...
Олег Борисович признался, натуру для съемок искали долго. «Штрафника» снимали в Рязанской области: Гусь-Железном, Касимове, Елатьме.
– Поняли, в павильонах не создать такую атмосферу, – говорит режиссер. – Снимать ТО время все сложнее, но благодаря беспределу, который творится в хозяйствовании, это возможно.
Радоваться или погодить? Наш острог – не без хозяина. А вот привлекло что-то к нам съемочную группу. Может, энергетика? О ней говорил в том числе и один из продюсеров ленты Денис Константинов, тоже, к слову, актер.
– Про даниловскую тюрьму нам рассказал Юрий Ваксман из кинокомпании «ЯрСинема» – это наши ярославские партнеры, – говорит Денис Юрьевич. – Натуры много, но нетронутую современностью, найти все сложнее. Многое уже облагорожено. Во Франции, например, исторические здания законом охраняются. У нас тоже потихонечку приходят к этому.
Тишина. Мотор. Поехали!
Рабочие на лопатах таскают снег: прикрывают снегом черный кабель, который лежит через дорогу. Камера катается по временным рельсам, которые мужички быстренько соорудили перед тюрьмой. Оператор кричит, будто ужаленный: «На исходную!». Потрескивают рации: «Тишина. Мотор. Поехали!».
Очередь ждет, когда откроются двери. То ли одежда повлияла, то ли осознание, что мы волшебным образом оказались в 1946-м... Что-то давящее на душу легло и не отпускало. Глядя на свои ужасные ботинки, мне хотелось плакать: как люди в этом ходили зимой? Ноги к подошве примерзли уже! На стрессе, видимо, говорила Александре какую-то чушь. Она слушала и тоже еле сдерживала слезы...
– Проходим! – кричит солдатик из дверей.
– Стоп!
Не вовремя вышел солдатик. Снимаем заново.
– На исходную! Тишина!
Сняли дубля четыре. Затем очередь переместилась к окошку – для передачек. Положила на стол свой узелок Елена Павлиновна, обернулась, смахнула горькую материнскую слезу и пошла к выходу. За ней к стойке походит Сафонов. Его разворачивают: передачки невесте не положены. И эту сцену переснимали раза четыре. Если пустяшные кусочки фильма так дотошно снимают, как же даются глобальные сцены?!
Вместо пола - лед. Стоять здесь гораздо холоднее, чем на улице. Из ртов пар валит.
– Я надел эту куртку, потому что знал, куда еду, – говорит во время перерыва режиссер.
– А я вот эту, потому что другой нету, – отвечает оператор Василий Сикачинский.
– А мне вот ЭТО – дали, – показывает на тонкое полупальтишко Кирилл Сафонов.
Пусть Сыча зовет!
В даниловском остроге снимали три разных тюрьмы. Съемочная группа решила доснять в Данилове еще одну сцену.
– Фома, я такой дом нашел! Пусть Кирилл ломится в дверь и кричит: «Сыч, открывай!», – говорит оператор режиссеру.
Мужчины устремились к дому №2 на Новорыбинскую – примерить. Режиссер натуру одобрил. В голове мелькнуло: у нас во многие дома заходи и Сыча зови – и тут и там можно 1946-й снимать!
Пригласили на Новорыбинскую и массовку. Снимали с одной точки, только на камере меняли объективы. Их в специальном чемоданчике штук шесть. Мы ходили парами: туда - сюда. Наконец услышали заветное: «Снято!».
Очень холодно! Хочется есть. Женщинам из массовки разрешили переодеться, а мужчинам – подождать. И они ждали. Терпеливо. Молча.
– Устали? – спрашиваю Василия Дружинина.
– Пирожок бы хоть съесть, - отвечает.
Элеонора Русанова, руководитель городского Центра по туризму и спорту, все время с нами. Она - правая рука съемочной группы. Нужны пиломатериалы для декораций? Пожалуйста! Автовышка для вечерних съемок? Найдем. Куча вопросов - столько же решений. Она очень волнуется за даниловских артистов – голодные же:
– Съезжу-ка я, хоть кефира им куплю.
И едет, на такси, хотя в любой момент ее могут хватиться.
А мы с Александрой Савельевой пытаемся пробраться на съемочную площадку. Нас предупредили: не нужно искать приключений - не пустят, еще и влетит. Но мы все ж пошли. По деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж.
– Рот закрой!
От громогласного окрика аж коленки подкосились.
– Рот закрой!
Это со съемочной площадки слышится. Понимаем, из главного героя выбивают признание, где он хранит золото. Герой ни в чем не виноват, про золото не знает. А его пытают.... Рабочий пронес окровавленную киянку... К слову, киношная кровь никакой не кетчуп. Ее специально делают. Пахнет как варенье, сладко.
Героя жаль, уж больно кровь на орудии пыток настоящая! Вот и он «окровавленный», прикрываясь полой куртки, устремился в вагончик...
Мы не рискнули совать нос - видели, процесс сложный. На съемках никто ни с кем особо не церемонится. Крепкие словечки только так летят.
Даниловских мужчин из массовки отпустили только в семь вечера.
Съемочная группа из Данилова отбыла ночью. Режиссер отправился в Москву забирать из роддома молодую жену и сына. Остальные - в Ярославль. Здесь, когда вернется Фомин, будут снимать хлебозавод, через который киношный злодей попытается отравить жителей города.
До конца съемок совсем чуть-чуть - пара недель. Не уверена, что нашу массовку после монтажа картины оставят, и все же, думаю, не одна я буду ждать выхода «Штрафника» на Первом канале.
Фото Александры Савельевой
Комментарии:
СПАСИБО всей съемочной группе за этот сериал!! Меня особенно порадовало место съемок, соответствие натуры тому послевоенному времени, а также костюмов всех актеров. Внешняя близость к истории - основа успеха всех фильмов. Конечно сразу заинтересовало место съемок. Хорош все же что у нас есть еще такие "заповедные" места. Владимир Арменский.