Главное:

Экотренд в ярославском разрезе

В квитанции вместо графы «сбор и вывоз отходов» появится новый коммунальный платеж.

Уже с 1 января 2017 года федеральное законодательство запрещает регионам утилизацию мусора без переработки. Это – не единственное новшество, которое, как предполагается, остановит неконтролируемый рост свалок и приведет нас к цивилизованному сбору и утилизации коммунальных отходов. Может ли область в столь короткие сроки встать на экологические рельсы работы в «мусорной» сфере, чем обернется для ярославцев новый коммунальный платеж - в нашем обзоре.

Под завязку

С каждым годом ярославцы «поставляют» все больше мусора. По официальным данным, из ежегодно образующихся около полутора миллионов тонн, львиная доля, 58 процентов, приходится на твердые коммунальные отходы (ТКО). Остальные 42 процента – промышленные. И это только «официальный» мусор, который размещается на полигонах и свалках.

О том, что вывозимое на полигоны необходимо пускать на вторичную переработку, говорят все – от властей, экологов до просто сознательных граждан. Ведь объем отходов, подлежащих захоронению, после прохождения через сортировку, брикетирование и отбор сокращается более чем в семь раз. Много говорится и об экономической выгоде мусорного бизнеса. Качественное вторсырьё пригодно для использования - да не один раз: бумага, картон, стекло, пластик, текстиль. Кажется, разделяй и получай выгоду. Но это сказать легко, для переработки каждого вида мусора требуется отдельное и высокотехнологичное производство.

Региональные власти признают: пока инфраструктура по переработке вторичных отходов в области развита слабо. Мусоросортировочный комплекс ЗАО «Чистый город» в Ярославле, минисортировочные пункты в Даниловском и Гаврилов-ямском районах, несколько организаций, занимающиеся приемом и утилизацией ртутьсодержащих приборов и оборудования, две установки по термическому обезвреживанию отходов. И все! Вместо «второй жизни» судьба подавляющей массы мусора – захоронение на и без того заполненных полигонах.

Это история не одной Ярославской области, так везде. По мнению природоохранных ведомств, уже через 11 лет регион погрузится в мусорный хаос – возможности 19-ти ныне существующих полигонов для их размещения и захоронения будут попросту исчерпаны.

- Значительная часть полигонов находятся в неудовлетворительном состоянии, - констатирует Владимир Шалаев, руководитель управления Росприроднадзора по Ярославской области. - Многие имеют коэффициент заполнения около 60 процентов, другие уже загружены более чем на 90 процентов. В нашем управлении подсчитали: исходя из суммарной остаточной вместимости свалок, их общий ресурс может быть исчерпан через 11,5 лет. Время пролетит быстро, и область окажется в ситуации, когда мусор просто некуда будет складировать.

Сейчас системой централизованного сбора и вывоза коммунальных отходов охвачено около 90 процентов городского населения и до 50 - сельского. Даже часть критично настроенной к региональной власти общественности отмечает, что область не первое десятилетие занимает топовые места в рейтинге регионов по качеству работы на мусорном фронте. И, тем не менее, по словам члена Общественной палаты региона и зампредседателя областного отделения Всероссийского общества охраны природы Анатолия Дунаева, остающиеся вне системы сбора и размещения ТБО большинство малочисленных и удаленных населенных пунктов, провоцируют рост несанкционированных свалок. Причина такого положения дел - соглашаются и общественность, и представители власти – в законодательных просчетах:

- Нормативно-разрешительные и контрольные функции были закреплены на федеральном уровне, в то время как основная нагрузка по организации и обеспечению работы возложена на самый нижний уровень вертикали власти, имеющий весьма скромные финансовые и кадровые возможности. Да и контрольных полномочий, необходимых для решения поставленных задач, их лишили, - говорит Дунаев.

Замкнутая цепь вместо замкнутого круга

Менять схему обращения отходов на федеральном уровне взялись активно – и даже очень. На то, что бы совершить практически революцию в этой сфере, у региональных властей остается полгода:

- Если прежде проблема тяжким бременем лежала преимущественно на органах местного самоуправления, с 1 января 2016 года она относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - комментирует нововведения зампредседателя комитета по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству Ярославской областной думы Александр Тарасенков.

Для того чтобы держать ситуацию на контроле в региональном парламенте сформировали временную комиссию – под его председательством.

По словам Тарасенкова, с 1 января будущего года во всех регионах России должна быть отлажена технологическая цепочка обращения с отходами. В каждом субъекте уже сейчас разрабатывается четкая схема: с подробной информацией об источниках твердых коммунальных отходов, их объемах, вывозе, утилизации, обезвреживании и захоронении. За эту цепочку в скором будущем будет отвечать единый региональный оператор. Выберут его на конкурсной основе, а сам статус присвоят сроком не менее чем на 10 лет.

Что изменится собственно для граждан? Пока строка в квитанции. Вместо графы «сбор и вывоз отходов» появится новый коммунальный платеж. Связано это с тем, что услуга по сбору и вывозу ТКО переходит из категории жилищной в коммунальную. Размер нового «налога на мусор» определят власти регионов, причем он будет ниже, если мусор граждане станут сортировать. Есть и еще одна пряма зависимость: плату рассчитают, исходя не из площади помещения, а из базового тарифа на услугу и норматива мусора на одного человека.

Цена вопроса

Назвать конкретные цифры в региональном департаменте энергетики и регулирования тарифов не берутся, лишь отмечая, что пока не будет избран региональный оператор, стоимость вывоза мусора для граждан останется прежней. Обсуждалась цена вопроса и на заседании областной думы. По мнению Александра Тарасенкова, повышения не планируется:

- Региональный оператор будет определять подрядчиков на конкурсной основе. Тех, кто готов наиболее дешево и качественно данные условия исполнять. Возможно,  придется пойти на частичное увеличение тарифа для тех, кто откажется сортировать мусор.

На заседании комиссии региональной Общественной палаты активнее других обсуждался вопрос: а успеют ли областные власти к означенному сроку? Создать территориальные схему и программу, утвердить их на федеральном уровне, выбрать регионального оператора.

Как отчитался первый заместитель директора регионального департамента жилищно-коммунального комплекса Виктор Родионов, уже сейчас есть о чем предметно говорить. Создан проект концепции «Обращение с твердыми коммунальными отходами в Ярославской области на 2016-2025 годы», одобренная депутатами Думы, сама концепция появится в ближайшее время.

Современные революции дешево не обходятся, даже «мусорные». Для того чтобы организовать цивилизованный сбор и утилизацию отходов, потребуются значительные средства. Здесь для региона есть свет в конце туннеля: федеральные деньги нам в помощь. В конце апреля в Москве подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Ярославской области и Фондом содействия реформированию ЖКХ, направленное на реализацию в регионе комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Представителями сторон выступили губернатор Сергей Ястребов и генеральный директор фонда Константин Цицин. Один из пунктов соглашения предусматривает совместную разработку проектов модернизации существующих и создания новых полигонов отходов с мусороперерабатывающими комплексами на территории Ярославской области. Сейчас прорабатываются детали соглашения.

Федеральное участие в решении этого сложного вопроса не только приятно, но и ответственно. Как заметил Родионов, именно на нашей области федерация будет отрабатывать новые правила игры на рынке бытовых отходов. Причем тумаки, скорее всего, достанутся тому же, кому и тапки.

Чтобы избежать ошибок и недоработок, замдиректора департамента жилищно-коммунального комплекса обратился к бизнесу и общественности с предложением активнее участвовать в разработке документов. Без гражданской позиции каждого это дело вряд ли можно будет сдвинуть с мертвой точки.

«Скоково», Менделеевские пруды – проблем больше, чем решений

…Пока на заседаниях различных уровней обсуждаются перспективы развития сферы переработки и утилизации отходов, проблема сама заявляет о себе. Так ситуация, сложившаяся на полигоне «Скоково», уже сейчас стала предметом внимания правоохранительных органов. Чуть меньше года назад ОАО «Скоково» заключило контракт на аренду полигона с организацией, которая вопреки всем нормам просто складировала отходы на временной площадке, накопив в итоге своей бурной деятельности пласт высотой в восемь метров.

- За 2015 год объем размещаемых отходов на данном полигоне увеличился в два раза, - подводит итоги работы частной компании и администрации Ярославского района, которой раньше принадлежали 100 процентов акций «Скоково», Виктор Родионов. - Хотя лицензия у полигона до 2027 года, площадей при такой эксплуатации может не хватить уже к 2019-му. Надеюсь, правоохранительные органы правильно расставят акценты.

И это – не единственная проблема в «мусорном» деле, которая говорит о том, что области надо брать контроль над ситуацией в свои руки.

На порядок сложнее обстоит дело с теми отходами, которые принято называть наследием советских времен. Это кислогудронные пруды НПЗ им. Менделеева в поселке Константиновском, зеленое масло близ Ярославля. Хотя в истории с прудами региональным властям остроту проблемы этой весной удалось снять, как говорят специалисты, дальнейшая судьба и тех, и других нефтеотходов весьма туманна…

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость