Использовать все возможные методы

В 2017 году Ярославская область должна прекратить наращивать государственный долг. Таково условие соглашения с Министерством финансов России о выдаче бюджетного кредита в 10,2 млрд. рублей, который позволил существенно сократить долю коммерческих кредитов регионального бюджета и, следовательно, затрат на обслуживание долга.

Использовать все возможные методы

В 2017 году Ярославская область должна прекратить наращивать государственный долг. Таково условие соглашения с Министерством финансов России о выдаче бюджетного кредита в 10,2 млрд. рублей, который позволил существенно сократить долю коммерческих кредитов регионального бюджета и, следовательно, затрат на обслуживание долга.

В настоящее время госдолг региона составляет около 36 млрд. рублей, что приближается к собственным доходам бюджета (около 50 млрд. руб.). Такая же ситуация и в крупнейшем муниципальном образовании региона – городе Ярославле, где муниципальный долг составляет около 6 млрд. руб. (при собственных доходах в 8 млрд. руб.).

Что значит отказ от наращивания долга? Во-первых, принять бездефицитный бюджет. Сколько доходов – столько и расходов. С учетом того, что доходы падают ввиду экономического кризиса, с одной стороны, и субъективных факторов (как то остановка Ярославского ЛВЗ и снижение производства пива на ярославском заводе «Балтики») напрашивается вывод – придется сокращать расходы.

В 2016 году расходы областного бюджета по плану составляют 60,7 млрд. рублей, доходы – 57,1 млрд., причем реально доходов может быть и меньше, а расходов – больше, так как в проекте бюджета некоторые позиции намеренно не были профинансированы. Расхождение между доходами и расходами областного бюджета составляет примерно 4−5 млрд. руб. в год. Если раньше эту разницу можно было включить в дефицит и покрыть потом новыми заимствованиями, то в 2017 году так, вероятно, сделать будет нельзя.

А, значит, придется перейти к режиму жесткой экономии. Что же может пойти под нож? Вариантов тут немного. Во-первых, сокращению рискует подвергнуться адресная инвестиционная программа – строительство социальных объектов: школ, садиков, бассейнов, стадионов.

Во-вторых, область может начать сокращение социальных обязательств, которые не предусмотрены федеральными законами. Собственные решения по социальной поддержке населения сейчас обходятся областному бюджету примерно в 3 млрд. рублей.

Часть обязательств (например, бесплатные завтраки в начальной школе для всех детей) уже была сокращена ранее. Однако льгот остается немало.

В-третьих, можно попробовать сократить расходы на государственный аппарат.

В-четвертых, оптимизировать различные областные учреждения, основные расходы среди которых приходятся на здравоохранение. Именно такую политику в последние два года проводит город Ярославль, столкнувшийся точно с такими же проблемами – там оптимизировали спортшколы, садики и школы искусств. Но как показывает практика, оптимизация госучреждений и попытка ужать госаппарат не дает большой экономии.

Между тем, эксперты считают, что некоторый «жирок» в Ярославской области все-таки есть, и возможности сократить расходы во многих программах найдутся. Далеко не все из них эффективны.

И еще один, крайне важный, фактически главный, момент. Это – системная работа по увеличению налоговой базы областного бюджета.

– В Ярославской области немало вертикально интегрированных компаний с государственным участием. Вопрос стоит в договоренностях с ними – где они будут платить налоги, – говорит источник, близкий к региональной власти.

Речь идет, прежде всего о таких монополистах, как РЖД и Сбербанк. В Ярославле находятся головные офисы их межрегиональных подразделений – Северный банк Сбербанка России и Северная железная дорога. Именно они в 2015 году сократили выплаты в бюджет налога на прибыль. Теоретически, они могли бы эти выплаты вернуть.

Другой крупный игрок-налогоплательщик — госкорпорация «Ростех», имеющая на территории области несколько «дочек», крупнейшая из которых – НПО «Сатурн» в Рыбинске.

Пополнить налоговую базу может и многострадальный Ярославский ЛВЗ, закрытый в конце 2015 года при весьма странных обстоятельствах. Акцизы на производство алкоголя давали области более миллиарда рублей. Найти для ЛВЗ нового собственника и запустить производство – одна из первоочередных задач.

Еще один способ подтянуть налоговую базу – крупный проект с федеральным финансированием. Таковым может стать Карабулинская развязка в Ярославле, стоимость которой оценивалась в 30−40 млрд. рублей. Напрямую эта стройка не решит никаких проблем, но загрузит строительную индустрию и даст рабочие места, что в принципе должно вести за собой и рост налогов.

Аналогичная ситуация с другими федеральными программами: так, попадание в программу строительства школ поддержало бы строителей, которым сейчас приходится тяжело из-за падения спроса на жилье.

Такие меры дадут эффект только при плотном взаимодействии с налоговыми органами и службой судебных приставов – из-за кризиса бизнес начал переходить на «серые» налоговые схемы. Не допустить их применения власть обязана и в отношении компаний, получающих государственный и муниципальный заказ.

Существует и множество других методов и способов по увеличению доходной части бюджета за счет работы над расширением налогооблагаемой базы. Над ними начата скрупулезная работа.

И – конечно, новое правительство Ярославской области работает и на привлечение инвестиций.

Словом, есть множество других рецептов для выравнивания доходной и расходной части бюджета, которые новое региональное правительство будет использовать для оздоровления экономики Ярославской области. Работа предстоит напряженная и не из легких. Если учесть тот факт, что в последние годы шагов в этом направлении сделано не так уж и много.

Следует помнить вот еще что.

Само по себе наличие долгов, конечно, некритично. Однако их обслуживание обходится властям крайне дорого – примерно 10% от «тела» кредита в год. Для города Ярославля в настоящий момент эта сумма составляет около 650 млн. рублей в год. Примерно столько же город тратит на ремонт всех городских дорог. Если бы долга не было, объемы дорожного ремонта можно было бы удвоить! Или построить три новых детских садика или одну новую школу. Обслуживание госдолга Ярославской области по проекту бюджета в 2016 году должно составить 2,2 млрд. рублей — это более половины дорожного фонда области. С учетом почти беспроцентного бюджетного кредита эта сумма несколько снизится.

В Ярославской области, которая является донором, не раз говорили о возможности пересмотра межбюджетных отношений. Об этом в последние годы периодически заявляют депутаты муниципалитета Ярославля (город является донором для области, но собственно местной власти остаются крохи), этой же точки зрения придерживается и сенатор Анатолий Лисицын.

– Кредит – он и в Африке кредит. Масса его не уменьшается. Незначительно уменьшаются расходы на обслуживание. Закредитованность усиливается! 80% бюджета – социальные расходы. На развитие ничего не остаётся. Региональная экономика загнана в угол. Закредитованность всех регионов – более 2,3 триллиона! Решение надо искать в Москве, а для этого должна быть позиция региональных законодателей – полагает экс-губернатор, член Совета Федерации Анатолий Лисицын.

Впрочем, при всей внешней привлекательности этой идеи, Минфин к ней на протяжении долгих лет упорно прислушиваться не хочет. Оно и понятно – доноров в стране немного, а вот получателей – хоть отбавляй.

Можно прогнозировать, что новое правительство Ярославской области будет использовать все возможные методы для выравнивания бюджета – и сокращение расходов, и попытки привлечения федеральных средств как в виде налогов, так и в виде бюджетных вливаний, а также переговоров с Минфином о дальнейшем замещении коммерческих кредитов и облигаций. И многое, многое другое. 

Фото с сайта ntgs.ru

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4ibc/
Бюджет

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость