Ларьки без пива – деньги на ветер?
Врачи радуются, что пенный напиток назван алкоголем, а экономисты озабочены доходами казны
Пиво и напитки на его основе отнесены к алкогольной продукции – таково политическое решение руководства страны. Этот закон, в рекордно короткие сроки прошедший через российский парламент, уже вызвал шквал противоречивых оценок – от восторженных («давно пора!») до негативных («губим пивную отрасль!», «пострадает бюджет!»). Больше всего беспокоятся пивные короли, уже испытавшие падение производства в прошлом году.
Согласно закону с 2012 года алкоголем будет считаться напиток с содержанием спирта от 0,5%, кроме кефира и кваса, и торгующим организациям предъявят более жесткие требования. Индивидуальные предприниматели не смогут торговать спиртосодержащими напитками, а продажа ими пива будет подвергаться учету и декларированию.
Купить в магазине или ларьке пиво можно будет только с 8 до 23 часов, как и любой алкоголь. А в кафе и ресторанах – без ограничений. Закон также запрещает распитие пива не только на стадионах и в транспорте, но и на детских площадках, во дворах и подъездах. А с 1 января 2013 года в ларьках пива и вовсе не станет: продавать его смогут лишь юридические лица.
Рекламу пива запретят через год везде, кроме интернета. На этикетки бутылок и банок в обязательном порядке нанесут информацию о вреде алкоголя. И наконец, за розничную продажу алкоголя несовершеннолетнему предусмотрен административный штраф: для граждан – от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч, а для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч. За неоднократный сбыт алкоголя детям – уголовная ответственность.
Словом, революция.
Но, поскольку время сейчас прагматичное, сразу вспоминается особенность Ярославской области: уж очень бюджет зависит от поступления пивных акцизов. Среднедушевое значение доходов от акцизов на пиво по Ярославской области составляет 1112,3 рубля на человека – 2-е место в России. Это в 7,2 раза больше, чем по стране.
Меры господдержки производителей пива – обычная практика регионов. Так, в октябре 2010 года облдума приняла закон о предоставлении предприятию льготы по налогу на имущество. В свою очередь компания «Балтика» обязалась увеличить производство с 48 до 53 млн. декалитров пива в 2010 году. А все потому, что бюджет Ярославской области из-за объемов падения производства на заводе мог недополучить приличную сумму.
– Льгота по налогу на имущество организаций предоставлялась с целью стимулирования увеличения производства подакцизной продукции. В 2010 году в областной бюджет акциз на пиво поступил в сумме 4,6 миллиарда рублей, – сообщил на заседании комиссии по налоговым льготам в мае этого года ее руководитель замгубернатора Анатолий Федоров (для сравнения: поступления акциза на нефтепродукты в пять раз меньше – около 800 млн. руб.).
А прогнозный показатель на 2011 год – около 5,5 млрд. руб. акцизов. Кстати, и налоговые льготы на этот год пролонгированы, причем всем производителям пива в регионе (есть еще помимо гиганта десяток малых пивоварен). Говорить же о выпадении доходов пока трудно. Можно вспомнить, что прошлогоднее ужесточение регулирования производства и оборота пива и трехкратное увеличение акциза на пиво привели к коррекции прогнозов – с 6,2 млрд. до итоговых 4,6 млрд. руб.
Прямая речь
Николай НЕПРЯЕВ, директор департамента госрегулирования хозяйственной деятельности:
– Бюджет не пострадает, пострадают владельцы киосков, которым после принятия закона будет запрещена продажа пива. А они в бюджет платят крохи по сравнению с производителями. Вот регулирование рынка, конечно, существенно изменится.
Евгений АНТОНОВ, менеджер по связям с общественностью «Балтика-Ярославль»:
– Пострадают смежные с пивной отрасли, в первую очередь АПК, поставщик сырья. Закрытие ларьков, для которых пиво и сигареты – источник основного дохода, грозит увеличением безработицы. Ну, загубим отрасль, как винодельчество при Горбачеве. Что дальше?
Александр ЦЕРКОВНЫЙ, директор департамента по делам молодежи, физкультуре и спорту:
– Пивной алкоголизм в молодежной среде принял угрожающие масштабы. Более 80 процентов опрошенных подростков хотя бы раз пробовали алкоголь. Опросы показывают, что 90 процентов подростков покупают пиво именно в ларьках, особенно ночных.
Светлана ХОБИНА, заместитель директора департамента занятости населения:
– Сейчас сфера торговли не подает заявок на сокращение числа работников. Что будет после запрета? Прогнозировать трудно, но нужно учитывать, что большинство торговых предприятий имеют и магазины, и ларьки, так что вероятен перевод торгующих на площади, отвечающие новым нормам.
Александр ВОЛКОВ, главный специалист-нарколог Ярославской области:
– Пивной алкоголизм – это частный случай наркозависимости. А в детском возрасте он имеет куда более трагичные последствия. Взрослый человек спивается в среднем за 5–7 лет, ребенку же хватает года систематического употребления (1–2 раза в неделю) пары бутылочек пива.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nnar/
Комментарии: