Физкультура: ребята с нашего двора?

Физкультура: ребята с нашего двора?

Лозунг «Вывести детей из-под влияния улицы» приобретает в областном центре какое-то метафизическое и даже иррациональное значение.

В августе прошлого года наша газета «Ярославский Регион» опубликовала материал «Ледовый гамбит», который стал одним из наиболее широко обсуждаемых в интернет-сообществах Ярославля. Правда, затем грянул «черный сентябрь» и за трагедией «Локомотива» в массовом сознании как-то поугасла драма фигуристов нашего областного центра. А между тем события развивались, и кое-какие из них просто выводят круг обсуждаемых тем на новый уровень обобщений.

В частности, не была освещена встреча родителей юных фигуристов с начальником управления по физкультуре и спорту мэрии города Ярославля Андреем Извековым. В принципе, разговор вращался вокруг одного вопроса: почему при том изобилии искусственного льда, которое сегодня наблюдается в Ярославле, нельзя найти время для занятий трех десятков детей в удобное для них время? Скажем больше: почему им фактически запрещено заниматься даже во время массового катания, которое их родители оплачивают из собственного кармана? Дискуссия была бурной и трудной, но… в конце концов удалось добраться до истины, пусть и в первом ее приближении…

– Это только кажется, что льда у нас много, – сознался Андрей Владимирович, – потому что детей, желающих заниматься физкультурой, еще больше. Даже тем количеством льда, которое сегодня имеется, мы не можем закрыть все их потребности. В результате в секциях муниципальных ДЮСШ фигурным катанием занимается по сорок человек в одной смене. Та же ситуация и с хоккеем: из-за перенасыщенности секций страдает качество учебного процесса. Мы уже не можем готовить должное количество спортсменов, которые интересны группам спортивной подготовки нашего клуба «Локомотив». Но и пойти на селекцию мы тоже не имеем права, поскольку перед спортивными сооружениями стоит социальная задача – увести детей с улицы, защитить их от ее тлетворного влияния.

После этого признания стало понятно, что договориться управлению и Светлане Ивановне не суждено в принципе. Любой тренер советской школы работает на результат (и уже тем более на результат работает Светлана Ивановна, окончившая институт физкультуры имени Лесгафта – вуз, готовивший в советские времена элиту тренерских кадров). Естественно, что ее не устраивает положение, когда дети на площадке набиты, как шпроты в банке, и прогресс их не виден даже под микроскопом.

Тут, впрочем, гораздо интереснее другой вопрос: а почему такое положение устраивает власти города и дирекцию спортивных сооружений мэрии Ярославля? Оно, конечно, хорошо, когда дети под присмотром. Но только ли для того строятся спортивные сооружения? Во-первых, это порождает довольно серьезный казус в российском масштабе. Крытого льда больше, чем в Первопрестольной на душу населения, а на уровне чемпионата области в лидерах младшего и юношеского зачета – переславцы, которые уж который год своего крытого корта ждут как манны небесной. Про фигуристов и вовсе речи нет – Ярославль с некоторых пор вообще в этом виде спорта не котируется никак. Во-вторых, с педагогической точки зрения, такой прилив народа в секции – это радость только на первое время. Следом у них наступает разочарование – рано или поздно. Если с ранних лет человека ориентируют не на результат, а на процесс (результата, как мы понимаем, в этих условиях добиться невозможно, да никто его и не требует), мы получаем на выходе довольно сомнительного труженика, который совсем не понимает, почему его никто не ценит. Впрочем, разговор этот долгий, по этому поводу написаны толстые и мудрые книги по педагогике-психологии. Но факт: физкультура, замкнутая сама на себе, не дающая выхода хотя бы на уровень спортивных разрядов, – занятие, мягко говоря, странное. Особенно в детской среде. И, наконец, в-третьих: полностью вывести детей из-под влияния улицы – это задача практически невыполнимая. Да и нужно ли ее решать, особенно таким образом?

Чтобы этот вопрос не выглядел абстрактным, обратимся к недавней истории того же СССР. И вспомним, к примеру, что Валерия Харламова три года не брали в хоккейную школу ЦСКА – маловат казался мальчишка, слабоват и не особенно координирован. Валерий после этих отказов сжимал зубы, брал клюшку и шел во двор – часами оттачивать свое искусство владения коньками, клюшкой и обводкой… Во дворовой коробке, которая уступала, конечно, интерьерам Малой спортивной арены, но лед там был. Тот же путь прошел, к примеру, Иван Ткаченко – с той только разницей, что его коробка стояла в брагинском дворе Ярославля.

– А представьте, что начал бы свои занятия Валера в нынешней муниципальной секции! – бушевал как-то в приватном разговоре с автором этих строк создатель базы «Локомотива», один из первых тренеров нашей команды Сергей Алексеевич Николаев. – Он бы за полтора часа поработал бы с шайбой минут десять, простоял бы остальное время в колонне… И не видели бы мы никогда Харламова-хоккеиста. Вы думаете, что Малкин сам по себе появился? Да его отец в режиме реального времени отслеживал, где есть лед (вплоть до замерзшего пруда), вез туда сына, и они часами ставили катание.

Обратим внимание: в провинциальных городах и вовсе не было другого шанса заняться каким-либо видом спорта, кроме как найти его на улице (впрочем, оно и сегодня так – вспомним тот же Переславль). И как-то не стоял вопрос о том, чтобы вывести детей из-под ее влияния. То есть его озвучивал, к примеру, Аркадий Иссакович Райкин устами одного из своих персонажей, но сугубо в юмористическом аспекте. Если же говорить серьезно…

– Полностью увести детей с улицы – задача невыполнимая, – считает заместитель директора по организационно-массовой работе ДЮСШ-4 города Тутаева, студентка факультета ИПП при ЯГТУ Мария Исаева, – просто потому, что улица – неизбежный компонент их жизни. Миновать улицу невозможно, если ходишь в школу, в магазин, гуляешь там с друзьями. И уж если это такое страшное место, давайте еще и взрослых от него защищать…

На самом деле улица страшит некоторых ответственных товарищей потому, что там совершенно неподконтрольно для них складываются иерархии. И весьма нередко наверху этих иерархий (чаще всего подростковых) оказываются люди с деструктивным или откровенно преступным поведением. Однако если задаться вопросом, почему не создаются другие социальные структуры, мы придем к выводу, что в некоторых наших городах им просто негде складываться. Нет тех мест, где молодежь может себя в полной мере проявить еще и с положительной стороны. В результате она проявляет себя так, как ей позволяет среда. Грубо говоря, если нет кольца, в которое можно побросать мяч, остается соревноваться только в том, кто больше выпьет «Ягуара». Именно поэтому мы стараемся как можно больше спортивных сооружений в Тутаеве сделать общедоступными, вписать их в городской ландшафт, создать эти «центры кристаллизации» здорового образа жизни.

Кстати, о кольцах. Нельзя сказать, что их в Ярославле нет вовсе… Наоборот, они есть в огромных количествах. По муниципальной программе благоустройства дворов этих псевдобаскетбольных конструкций навтыкали по всему областному центру несметное количество. Правда, довольно проблематично увидеть детей или подростков, бросающих мяч в эти кольца. Потому что благоустроителям, очевидно, не объяснили, что баскетбол – это не только кольцо, но еще и поверхность рядом с ним, на которой, собственно, и играют. Если устанавливать это дело в чистом поле или, допустим, на захламленном пустыре, пейзаж, конечно, меняется… А играть подростки продолжают там, где и привыкли: около СДЮШОР-2, средней школы № 6 (хоть и там асфальта уже меньше, чем земли), между корпусами «Московской слободы»… Комментарии по этому поводу тоже, что называется, доставили.

– Мы делаем это для детей от трех до восьми лет, – пояснила в свое время Ирина Романенкова, тогда работавшая пресс-секретарем ДГХ мэрии города Ярославля. – Эти городки не предназначены для взрослых и тем более для спортсменов.

Оно, наверное, понятно, что самые большие проблемы в наших городах именно от пятилетних карапузов. Это они, получается, «Ягу» употребляют и сигареты курят по подъездам. Но как-то нет ответа на вопрос: а что делать с теми подростками, которые этот возраст уже преодолели?

Их, судя по всему, и предполагается охранять от влияния улицы, убирая под крышу ледовых дворцов и ФОКов. Здесь городская власть развивает такую бурную деятельность, что административное исступление чиновников вызывает уже какие-то юмористические очертания.

Два примера из этой практики – в качестве иллюстрации. Однажды руководитель дирекции спортивных сооружений Александр Ипатов посетил ФОК на улице Бахвалова – тот, в котором тренируются акробаты. И порекомендовал здесь «расширить зону обслуживания». А именно – убирать на вечер акробатический ковер, чтобы в зале можно было играть в футбол. Время после 20.00 – это возможность ФОКу заработать на желании многих наших людей почувствовать себя Аршавиными. Руководству СДЮШОР-8 стоило больших трудов объяснить начальству, что, вообще-то, акробатический ковер – целое сооружение. Если разбирать-собирать его каждый день, то именно на это и будет уходить все время, отведенное на тренировки. И где при таком раскладе окажется наша «золотоносная» акробатика? Ага, там же, где фигурное катание пребывает… Да и ковер выдержит максимум пару месяцев такой жизни, а потом придется покупать новый. Второй эпизод случился в ФОКе на улице Слепнева – на вотчине фехтовальщиков из СДЮШОР-10. Как-то и там побывал Александр Адольфович, крайне возмутившись тем, что в зале работают только три пары рапиристов. Теперь уже персоналу этой спортивной школы пришлось долго объясняться в том, что работа группы высшего спортивного мастерства – это не съемки фильмов о д’Артаньяне. Здесь массовка не нужна.

– ФОКи должны быть дифференцированы согласно тем видам спорта, которые в них предполагается развивать, – считает один из лучших экспертов по спортивным сооружениям России, старший тренер ярославской СДЮШОР-19 Константин Круговой. – Только в этом случае они смогут дать реальный выход спортсменов высокого уровня. Универсальные же спортивные залы – место для физкультуры. Но много ли у нас людей, готовых заниматься физкультурой за этакие деньги?

Впрочем, хватит разговоров о том, кто виноват. Думать нужно о том, что делать. И большого секрета здесь нет. Все придумано до нас и не только нами. Для физкультуры – открытые площадки (они же плоскостные сооружения), которых, по словам директора областного департамента по делам молодежи, физкультуре и спорту Александра Церковного, за три года предполагается построить сто шестьдесят. Для спорта – сооружения классом выше, в которых работают настоящие тренеры и занимаются если не будущие олимпийские чемпионы, то, по крайней мере, те ребята, кто в свое время составит им конкуренцию в сборных. Для спорта высших достижений – УКРК «Арена-2000», ЦЛС «Демино», стадион «Шинник» нового образца….

В таком случае дети, если, конечно, правильно распорядиться всем этим хозяйством, пойдут на улицу не за «Ягой», пивом и сигаретой, а за позитивными эмоциями, красотой, здоровьем и силой. И за возможностью быть взятым на карандаш проходящим мимо тренером, чтобы попасть туда, откуда уже видны вершины Олимпа. Тогда их не придется спасать от влияния улицы, а за компьютер нужно будет загонять силой, а не отгонять поганой метлой, как сегодня. В конце концов, только так можно преодолеть всеобщее отчуждение горожан и вернуть смысл фразе «ребята с нашего двора». Большое дело, если вдуматься.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/npwe/
ЯрославльдетиБаскетбол

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость