621

Руслан Греков: «Приоритет – кластеру автокомпонентов»

530-й двигатель готовится к серийному производству

Строительство корпуса нового завода по производству 530-го семейства двигателей завершается. Изначально планировалось, что он будет открыт в канун 1000-летия Ярославля и станет одним из подарков городу к его юбилею. Наш собеседник, директор проекта средних рядных двигателей Руслан Греков, подвел итоги строительных работ, рассказал о внесенных кризисом коррективах и отметил роль правительства Ярославской области в развитии регионального машиностроения.
– Руслан Геннадьевич, будет ли конвейер нового завода 530-го семейства двигателей запущен в сентябре текущего года, как это изначально планировалось?– Кризис внес свои коррективы. Собственно, довести проект до стадии реализации удалось благодаря поддержке Владимира Путина. После посещения «Автодизеля» в декабре 2008 года, в разгар финансового кризиса, он дал соответствующие поручения министерствам и ведомствам. В результате в октябре 2009 года был подписан кредитный договор «Автодизеля» с Внешэконом­банком. Подготовительные процедуры заняли 8 месяцев, поэтому первый транш кредита мы получили 24 мая этого года. Сейчас транши поступают каждую неделю. Общая сумма уже полученных кредитных средств – 344 миллиона рублей. Они направлены на финансирование строительно-монтажных работ, на инжиниринг, научно-исследовательские работы. Уже изготовлено и частично оплачено 80 процентов необходимого оборудования ведущих мировых производителей. На оставшиеся 20 процентов подписываем договоры, допсоглашения. Оборудование будет произведено и поставлено в соответствии с планом-графиком проекта.
Сейчас опытные двигатели собираются в экспериментальном цехе ЯМЗ. В сентябре текущего года, после завершения первого этапа строительства корпуса нового завода, приступим к монтажу оборудования. В феврале 2011 года планируем начать выпуск опытно-промышленной партии на площадке нового завода, с мая выпуск пойдет по серийной технологии. До конца следующего года хотим произвести около 4000 двигателей для автобусных производств ПАЗа, ЛИАЗа, грузового производства УралАЗа, ГАЗа, МАЗа.
Мы очень благодарны правительству Ярославской области, лично губернатору Сергею Вахрукову за поддержку в продвижении проекта. Отмечу, что в этом году было подписано соглашение, которое позволит новому заводу получить ряд налоговых льгот.
– Изначально предполагалось, что завод создаст 1500 новых рабочих мест при выходе на проектную мощность 80 тысяч двигателей в год. – В связи с финансовым кризисом объем производства первой очереди был уменьшен до 50 тысяч двигателей в год, соответственно и численность персонала сократилась до 1200 человек. На сегодня в проекте занято более 200 специалистов. В конце сентября начнем предварительный отбор персонала, уже непосредственно связанного с производством двигателей 530-го семейства. В первую очередь нам нужны квалифицированные специалисты по работе со станками с ЧПУ, сервисному обслуживанию оборудования, по работе в службах качества. Средняя заработная плата на новом заводе составит около 25 тысяч рублей.
Требования в отношении управленческого персонала помимо высокой квалификации – это еще и знание современной системы качества и информационной системы управления, а также английского языка, так как требуется постоянное взаимодействие с ведущими мировыми поставщиками.
– Двигатели 530-го семейства начали разрабатываться в середине 90-х годов прошлого века. Почему они так медленно идут к стадии серийного производства?– Тот двигатель назывался ЯМЗ-530, и он кардинально отличался от нынешнего. Это был дизель объемом 1 литр на цилиндр, размерностью 102 на 122 миллиметра. Порядка 40 изготовленных опытных образцов 3- и 4-цилиндровых двигателей проходили испытания на автомобилях «Водник», ЗИЛ («бычок»). В 2002 году двигатель отправили на экспертизу в австрийскую инжиниринговую компанию AVL. Эксперты констатировали, что хотя сам дизель достаточно современный, он имеет ограниченный потенциал для дальнейшего развития. Поэтому в 2004 году был заключен договор с компанией AVL на разработку нового двигателя. В итоге при сохранении ряда технических решений прежнего образца получилась новая конструкция: двигатель имеет больший объем – 1,1 л на цилиндр, с учетом тенденций развития рынка увеличена и размерность 105 на 128 миллиметров. Основные инженерные работы выполнены нашими австрийскими и итальянскими партнерами.
Планируется, что 6-цилиндровый двигатель 530-го семейства придет на замену разработанным еще в конце 50-х годов прошлого века V-образным шестицилиндровым двигателям ЯМЗ-236. Что касается 4-цилиндровых двигателей, то это новый продукт для ярославского дизелестроения. В этой нише работают многие зарубежные компании, КамАЗ, производящий двигатели Cummins, а также МАЗ. Конкурентная среда достаточно серьезная, но у нас свой целевой рынок – это заводы «Группы ГАЗ».
– Не будет ли новый завод типичным для сегодняшнего российского автопрома сборочным производством? Каков уровень локализации автокомпонентов?– К началу серийного производства уровень локализации у нас будет порядка 35 процентов. В 2014 году при завершении первого этапа локализации мы планируем довести ее уровень до 65, а позднее и до 70–75 процентов. Мы будем поддерживать любые начинания правительства области в соответствии со стратегией развития в регионе кластера автокомпонентов, отдавать приоритет предприятиям, которые планируют создать мощности по производству комплектующих.
– Двигатель – это в первую очередь литье. Откуда будут поставляться отливки? – Алюминиевые и часть чугунных отливок будут производиться на площадях ЯМЗ, но крупные и сложные детали, такие как отливки блока и головки, пока будем покупать у немецкого производителя. Еще до кризиса мы искали производственные площадки для строительства литейного завода в Ярославской области. Финансовый кризис приостановил работы в данном направлении, но в ближайшее время они будут возобновлены. В правительстве области есть четкое понимание необходимости такого проекта, и оно всячески поддерживает наши начинания.
Также на «Автодизеле» будет производиться механическая обработка маховика и алюминиевых деталей. Институтом «Гипродвигатель» выполнен проект реконструкции участка цеха 12-цилиндровых двигателей Ярославского моторного завода, с конца августа здесь начнется реконструкция цеха с заменой инженерных сетей, пола, монтажом нового оборудования. А всего на площадях «Автодизеля» будет производиться около 150 деталей для дизелей 530-го семейства.
– Среди поставщиков останется ЯЗДА – ваш партнер по «Группе ГАЗ»?– Для двигателей ЯМЗ-530 мы покупаем топливную аппаратуру не у ЯЗДА, а у компании «Роберт Бош». Это вынужденное решение, так как достижение норм Евро-4 сегодня возможно с применением топливной системы Common Rail, разработанной этой компанией. Отечественных разработок такого уровня в серийном производстве, к сожалению, нет. В настоящее время проводятся переговоры с ведущими зарубежными производителями по локализации производства топливной аппаратуры в России. Мы планируем, что ЯЗДА со временем также будет связан с выпуском комплектующих для 530-го двигателя. Это, конечно, требует времени и соответствующих решений.
Ольга ПЕТРЯКОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15im/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость