Герои нашего времени
Людей, прославивших Ярославский край, десятки. Среди них двое наших современников отмечены особым званиемПолучить Звезду Героя Российской Федерации можно, совершив подвиг. Как это бывает, Алексей Чагин и Михаил Ланцев знают на собственном опыте. Правда, делая то, что потом и назовут подвигом, о славе они не думали. Да и сегодня считают, что ничего особенного не совершили.
Людей, прославивших Ярославский край, десятки. Среди них двое наших современников отмечены особым званием
Получить Звезду Героя Российской Федерации можно, совершив подвиг. Как это бывает, Алексей Чагин и Михаил Ланцев знают на собственном опыте. Правда, делая то, что потом и назовут подвигом, о славе они не думали. Да и сегодня считают, что ничего особенного не совершили.
Терять было нечего
Михаил Ланцев в ноябре 1999 году проходил срочную службу в Чечне огнеметчиком в десантно-штурмовом полку.
– Мы шли в разведку под городом Аргун, я двигался крайним правым, – рассказывает Михаил. – Вдруг в конце леса прямо передо мной, метрах в десяти, оказались два чеченских боевика. Деваться было некуда – я дал очередь из автомата и прыгнул в арык.
Кстати
Всего 227 жителей области получили звания Героя Советского Союза, 27 – полные кавалеры ордена Славы. Звезды Героя Российской Федерации получили 6 человек:
Валерий Токарев, полковник в отставке;
Алексей Чагин, майор в отставке;
Михаил Ланцев, рядовой запаса;
Александр Селезнев, Сергей Сниткин, Игорь Серов, прапорщики милиции, сотрудники ОМОНа.
Прикрывая отход колонны, Михаил оказался отрезанным от своих. Притаившись, мог только наблюдать, как его окружают более десятка противников.
– Это был мой первый настоящий бой, – вспоминает он. – Пока я в канаве лежал, вся жизнь промелькнула. Но особенно раздумывать было некогда – противник приближался, и я начал стрелять, быстро меняя рожки с патронами.
Боевики стреляли тоже, но им было трудно понять, где именно парень находится. Патроны заканчивались. Михаил дал залп из огнемета. Грохот раздался неимоверный – обычно, стреляя из огнемета, надевают специальные наушники: сила такая, что в радиусе трех километров трясутся стекла.
– Я не помню, как выбрался из канавы, – рассказывает Михаил. – В полубессознательном состоянии, качаясь, с шумом в ушах, прошел сто метров. По звукам услышал – опять приближаются чеченцы. Терять было нечего – остановился и приготовился стрелять. Осталось три патрона. Но тут подоспела подмога. Меня просто сгребли в охапку и потащили с собой.
22 февраля 2000 года Владимир Путин вручил ему в Кремле Звезду Героя. Во время эфира по телевизору к маме прибежала соседка: «Там твоего Мишку показывают!». А ведь та и не знала, что сына могут ждать опасности: чтобы не волновать родных, Михаил сообщал, что находится на учениях.
О своей награде парень лишний раз никому не рассказывал, хотя скромность выходила ему боком.
– В Кремле мне выдали еще и пожизненный проездной на транспорт, – рассказывает Ланцев. – А кондукторы в Ярославле не верили: совсем мальчишка, да еще и документ нетипичный. Откуда, говорят, профсоюзный билет раздобыл?
Было дело, героя даже выгоняли из автобуса, но он не скандалил.
– Ну не буду же доказывать, рассказывать, как и что было, – говорит Михаил.
Ему, кстати, первое время общаться с людьми вообще было тяжело – долго не мог отойти от шока после боевых действий.
– Однажды задремал в автобусе, и вдруг за окном что-то громыхнуло, я автоматически бросился на пол, закрыв голову руками, – вспоминает он.
Прийти в себя помогла любовь родных, а недавно Михаил с отличием окончил Санкт-Петербургскую лесотехническую академию.
– Курсовики ночами писал, – улыбается рядовой запаса. – Сегодня многие не верят, что можно самому поступить и учиться, а зря. Все от тебя зависит.
Кстати, о том, что с ними за партой сидит Герой России, питерские студенты узнали только через год, и то совершенно случайно.
Другие ценности
– Я всегда знал, что свяжу свою судьбу с воинским делом, борьбой с террором, – говорит Алексей Чагин.
Лейтенантом он служил командиром разведывательного взвода мотострелкового полка в Северокавказском военном округе, а позже был назначен командиром группы антитеррора. 16 апреля 1998 года ей было дано задание сопровождать комиссию Генштаба, которая проверяла взводные опорные пункты. Колонна из трех машин двигалась вдоль чеченской границы.
– Было около девяти утра, солнечно. А на перевале Хурикау мы будто вошли в плотное облако тумана, – рассказывает Чагин. – Совсем рядом раздался грохот выстрелов, нас обстреливали боевики с расстояния 5–6 метров, практически в упор. Стекла в автобусе сразу вылетели, мы отстреливались через разбитые окна.
В других машинах кто-то погиб сразу, многие были ранены. Но Чагину удалось вывести колонну к ближайшему блокпосту. Потом выяснилось, что одна машина пропала.
– Еще с двумя бойцами мы поехали ее искать на КамАЗе местного жителя. Из мчащейся на нас машины местной милиции раздалась пулеметная очередь, обстреливали без предупреждения. По официальной версии, нас приняли за боевиков, – вздыхает Алексей.
Один из солдат погиб на месте, второй был ранен. Чагин тоже получил тяжелые ранения груди, головы, пулями размозжило обе ноги. В Моздокском госпитале их пришлось ампутировать.
– В тот день, во время обстрелов, никаких эмоций вообще не было, только моментальная реакция, рефлексы, отработанные действия. В этом, наверное, спортивная сноровка помогла, я ведь боксом занимался, – рассказывает майор в отставке. – А страх пришел уже позже, когда через три дня я очнулся в госпитале. Хотелось плакать.
За мужество и героизм Указом Президента РФ от 6 июля 1998 года старшему лейтенанту Чагину присвоили звание Героя Российской Федерации.
– Награждали в реабилитационном госпитале в Химках, звезду вручал министр обороны, маршал Сергеев, – вспоминает Алексей. – У меня был шок: мне, простому ярославскому парню, вручают такую высокую награду. Герой… Мне сразу представляется былинный чудо-богатырь.
Ходить на протезах тяжело, но Алексей сидеть дома не привык. Региональная организация ветеранов боевых действий в Чеченской Республике «Защитник», общественная палата, корсовет при губернаторе области по делам ветеранов войны и военной службы, руководство Ярославским отделением Российской ассоциации Героев – Алексей успевает везде. Еще он устраивает соревнования по боксу и встречи со школьниками:
– Детей нужно вытягивать с улицы, и спорт для этого очень подходит. У ребят, которые приходят заниматься к нам, мировоззрение меняется. Они смотрят на ветеранов спецназа, сотрудников СОБРа, слушают истории, подобные моей, и начинают понимать, что в жизни важны совсем другие ценности, нежели пиво и сигареты в подъезде.
Анна КОУЗОВА











Комментарии: