Обладатель «Хрустальных атомов» рассказал о своем участии в «Что? Где? Когда?»
Автор и ведущий ярославского историко‑краеведческого подкаста «Место силы. Золотое кольцо» Алексей Бакуменко знаком не только многим ярославцам и россиянам в целом, но и жителям других стран.
Автор и ведущий ярославского историко‑краеведческого подкаста «Место силы. Золотое кольцо» Алексей Бакуменко знаком не только многим ярославцам и россиянам в целом, но и жителям других стран.
Алексей – один из лучших игроков клуба «Что? Где? Когда?» и обладатель двух «Хрустальных атомов». А еще он автор настольной игры «Спасти Ярославль», созданной по мотивам местной истории начала XVII века.
– Алексей, как давно вы участвуете в играх «Что? Где? Когда?», как попали в пул игроков?
– То, что зрители видят на Первом канале, – это верхушка айсберга и одновременно зерно, с которого все начиналось.
49 лет назад на телевидении появилась игра «Что? Где? Когда?», которую придумали Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко. Людям понравилось, и проект пошел в массы. По стране стали возникать клубы «Что? Где? Когда?».
Я лет 20 играл в таком в своем родном городе, в Мурманске. И мечта попасть в Охотничий домик графа Орлова (он же Чайный павильон) в Нескучном саду, где снимается телевизионная версия, казалась неосуществимой. Наша команда «Норманны» пару раз участвовала в кастингах, но безуспешно.
Однажды после участия «Норманнов» в одном из международных турниров представители телекомпании обратили на нас внимание и предложили поучаствовать в новом сезоне игры «Брейн-ринг». Мы выступили как сборная Мурманска, причем удачно, «засветились» и вошли, если можно так сказать, в шорт‑лист. И когда в команде Андрея Козлова появилась вакансия, вспомнили про меня.
Весной 2021 года состоялась моя первая игра. Вот так однажды двадцать лет спустя я попал в тот самый Охотничий домик.
– Наверное, вопрос, который более всего занимает наших читателей, – как вы готовитесь к играм?
– На самом деле к игре невозможно подготовиться. Потому что каждая – как отдельная пьеса, где мы, конечно, можем пообщаться с режиссером, который тоже является одним из действующих лиц, но как все пойдет, никто не знает.
Неизвестно, какие вопросы прозвучат, попадут ли они в тот багаж знаний, который у тебя есть. И даже если попадут, не факт, что ты их вспомнишь. А кроме знаний, еще нужны логика, интуиция, образное мышление…
Наши тренировки – это наработка командного взаимодействия, не просто совместная игра и ответы на вопросы. Можем вместе посетить спектакль, выставку, пообщаться, обсудить какие‑то проблемы.
Как это происходит на практике? Дня за два до игры мы собираемся в столице – общаемся, разыгрываем какие‑то вопросы. Обычно я еду в пятницу, в субботу – тренировка, в воскресенье – игра, а в понедельник утром возвращаюсь в Ярославль.
– Расскажите о команде, в которой вы играете. Существует ли между игроками какое‑то распределение ролей, конкуренция?
– В идеале роли, конечно, можно закрепить. Но ведь за игру звучит 11 – 15 вопросов. Где гарантия, что выпадут распределенные темы?
Больше можно говорить про функционал: этот – человек‑справочник, этот – игрок с развитой интуицией, этот – генератор версий, а этот из чужих наметок может сложить что‑то цельное. А вот человек‑критик, который видит «минусы» прозвучавшей версии, и так далее. И капитан, который должен очень быстро все проанализировать и решить, кому дать право ответа. Причем не всегда на основе логики, но и с учетом экспрессии, – ведь часто, если игрок уверен в своей правоте, он просто вспыхивает.
Моя беда как раз в том, что я не всегда уверен в своих знаниях, чтобы убедительно отстаивать свою версию.
– Тем не менее вам это неплохо удается. В первой игре зимней серии, где команда Андрея Козлова выиграла у телезрителей со счетом 6:5, решающими стали как раз два ваших ответа. И именно вы получили «Хрустальный атом»…
– Игра была непростой. Мы в нарушение всех своих традиций ответили на сложный первый вопрос. Обычно нам это не удается. И, как считает капитан, это нас расслабило. В итоге в игре произошел драматический перелом в пользу телезрителей, возникла ситуация, когда еще чуть‑чуть – и мы проиграем.
Пришлось догонять. И как раз мой ответ про воздушный шар позволил изменить ситуацию, с него мы и начали наверстывать упущенное.
Но еще раз подчеркну – это командная игра, потому и двух ответов от одного игрока недостаточно, чтобы выиграть. Победу добываем все вместе!
– У вас уже два «Хрустальных атома». Наверное, мечтаете о «Сове»?
– Думаю, любому игроку хочется получить «Хрустальную сову», стать лучшим игроком финала серии или финала года. Ведь, как говорил Наполеон, в ранце каждого солдата лежит маршальский жезл. К сожалению, не все до него доходят.
– Алексей, а могли бы вы перейти в другую команду клуба? Например, если та покажется вам более успешной?
– Ротация игроков периодически происходит, и теоретически проблемы с переходом в другие команды нет. Но я уже говорил о том, что очень важно командное взаимодействие, когда мы постепенно становимся сообществом не просто единомышленников, но и друзей, с которыми комфортно, с которыми уютно. Так что у меня не возникает такого желания.
– Помогает ли вам игровой опыт реализовывать другие ваши проекты?
– Конечно. Игра требует не только знаний и умения взаимодействовать, но и умения рассматривать вопрос с разных сторон. И, хочу отметить, эта способность «выйти из плоскости» пригождается и в обычной жизни – при деловых переговорах, при написании журналистской статьи, при подготовке научной работы. Меняешь угол зрения – и видишь новые грани.
– Вы отметили, что Мурманск – ваш родной город. А почему вы переехали в Ярославль?
– Мурманск – прекрасный город, где жили три поколения моих предков. Но от северной природы со временем устаешь. И главное, чего мне не хватало в Мурманске, – старины и истории. В Ярославле же все дышит этой стариной. А протяни руку – рядом Ростов Великий, Переславль, Владимир, Суздаль, Кострома, Углич… То есть все, о чем я в детстве читал в учебниках и книгах, – оно тут, рядом.
В Ярославле я впервые побывал в марте 1992 года, когда приехал на Всероссийскую олимпиаду школьников по географии. Я тогда учился в девятом классе. Нас, разумеется, отвезли на экскурсию в Карабиху, чем и исчерпалась культурная программа. Базировались мы в санатории за городом, но у меня в Ярославле жила дальняя родня. И когда было свободное время, я все‑таки добрался до них, а по пути, соответственно, немножко погулял по центру Ярославля. И вот тогда, пожалуй, город в душу и запал.
Что меня поразило после переезда – это огромное количество краеведческой литературы, огромное число людей, увлеченных историей родного города и родного края, которые готовят публикации, диссертации, книги. Захотелось поучаствовать в этом процессе.
– И в чем выразилось это участие?
– Как журналист я видел (и вижу), что, несмотря на всю активность специалистов и увлеченных людей, вопросы, связанные с краеведением и историей, мало освещаются в местной прессе. И мы вместе с моей женой Надеждой Турловой решили создать историко‑краеведческий подкаст «Место силы. Золотое кольцо».
Основная площадка, где нас можно слушать, – группа в «ВК» «История Ярославии | Подкаст». Там мы размещаем не только подкасты, но и краеведческие материалы. Есть мы и на других платформах – от Яндекс‑Музыки до Apple Podcasts (Эпл подкаст). Вышло уже более 80 эпизодов с участием историков, археологов, искусствоведов.
Но потом нам стало тесно в подкасте. И мы решили сделать игру – формат, который близок детям, через него легко давать знания. Так, разработали настольную игру «Спасти Ярославль» на основе событий 1609 года, когда ополчение северных и поморских городов шло из Вологды через Пошехонье и Романов к Ярославлю и сразилось с отрядом полковника Тышкевича – командира польского гарнизона.
– Не самые известные факты в истории Ярославля…
– Действительно, все знают, что Ярославль был столицей России в 1612 году во время ополчения Минина и Пожарского. Но это затмевает другие исторические события, которые происходили незадолго до того. Например, та же оборона города от войск Лжедмитрия II в 1609 году уже «в тени», а то, что было еще раньше, – вообще забыто.
Наша игра – а она создана творческим союзом в составе меня, Надежды и сына Василия – как раз призвана ликвидировать эти белые пятна.
На подготовку ушло полгода: мы изучали доспехи и костюмы того периода, чтобы обеспечить художника достойными источниками, списывались со специалистами по XVII веку, чтобы уточнить географический и социальный состав северного ополчения.
Сюжет построен на сражении у села Егорьевское. Это кульминационное событие в истории ополчения северных и поморских городов. Мы даем хронологию событий, биографические справки об основных участниках. А поскольку разработаны три варианта правил, играть можно начиная уже с начальной школы. Сложная версия рассчитана на возраст 14+.
– Где можно найти игру «Спасти Ярославль»?
– Поскольку ее производство получило грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив, она есть во всех библиотеках Ярославля и области.
Мы провели презентации игры в 30 библиотеках и школах, в том числе сельских – в Мокеевском, Спас‑Виталии, Михайловском, попутно рассказывая о событиях 1609 – 1612 годов. Детям нравится.
В планах – выпустить дополнительный тираж, который поступит в продажу.
Хотелось бы, конечно, продолжить тему и создать игру по мотивам обороны Ярославля. Но это требует серьезных финансовых затрат.
– И последний, традиционный вопрос. Каковы ваши планы?
– Нам с Надеждой нравится заниматься подкастом, а тема ярославской истории неисчерпаема, поэтому будем продолжать. И по игроделанию тоже есть новые задумки. Но все планы я озвучивать не буду – следите за новостями. Уверен, мы сможем еще вас удивить!
Фото Михаила Сазонова, ООО «Телекомпания «Игра-ТВ»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n68un/
Комментарии: