Буквы «на пуантах». Ярославцы вошли в число лучших каллиграфов мира
Ярославцы вошли в число лучших каллиграфов мира. А красивый почерк может быть искусством и… профилактикой сколиоза.
Единственная в России школа, имеющая государственную лицензию на преподавание каллиграфии, находится в Ярославле. А в этом году при ней открылся еще и музей русского национального письма. Главная мысль, которую ее основатель Юрий Аруцев старается донести до широкой общественности: красивое письмо важно не только для эстетики. Оно помогает сохранить зрение, сформировать правильную осанку и дает простор для интеллектуального и творческого развития.
Респект чистописанию
– Каллиграфия в переводе с греческого – «красивое письмо». Но было бы упрощением ассоциировать ее лишь с аккуратным и четким почерком. Это искусство передавать эмоцию графическими средствами, – говорит ярославна Арина Лаури.Есть люди, для которых жизнь – как дорога федерального значения: они ставят перед собой цель и устремленно движутся к ней, все вперед и вперед. Другие ищут свою судьбу, следуя внутреннему голосу, и порой сами не подозревают, насколько значимым окажется для них следующий поворот. Так случилось и с Ариной Лаури: очень творческий человек, она «примеряла на себя» разные профессии, а призвание свое нашла, поступив на курс «Русская каллиграфия и вязь» в институте развития образования. В последующие годы она заявила о себе в качестве яркого и самобытного мастера, дизайнера, преподавателя, а на проходившей в Москве VI Международной выставке каллиграфии наряду с еще тремя ярославскими представителями этой редкой профессии – Натальей Ворониной, Ириной Молчановой и Юрием Аруцевым – вошла в число ведущих каллиграфов мира.
Собственно, Юрий Иванович стоял у истоков создания школы каллиграфии в Ярославле.
– Все начиналось с кружка?студии, открытого в гимназии №3 областного центра более десяти лет назад. Уже в первый год после старта были разработаны педагогические методики, которые в дальнейшем позволили нам единственным в России получить государственную лицензию на право преподавания каллиграфии. Сейчас мы работаем по 28 направлениям образовательной деятельности, – рассказывает Юрий Аруцев.
Для него каллиграфия начинается с создания функционального пространства, обеспечивающего правильную физиологию и технику письма. То есть на первом месте здоровье, что неудивительно, ведь Юрий Иванович по первой своей профессии – доктор, более того, он вра-эксперт высшей категории.
– Сегодня физиологии и технике письма в школе уделяется до обидного мало внимания. Последствия этого проявляются не только в виде плохого почерка – это?то как раз меньшая из бед. Испорченная осанка, близорукость, неуспешность в освоении учебного материала – вот результат пренебрежения правилами чистописания, – удивляет Юрий Иванович.
Многие родители учеников начальной школы столкнулись с тем, что детские каракули не разобрать. Буквы скачут, как птички на жердочке, то вправо качнутся, то влево. Папы и мамы хватаются за голову, требуют переписать текст заново, но второй раз получается еще хуже, потому что ребенок уже устал да и не умеет он по?другому. И по мере ускорения учебного процесса проблемы растут как снежный ком.
– Классическая парта с наклонной столешницей, спинкой и подставкой для ног гораздо лучше с точки зрения детской физиологии, чем современный стол с обычной горизонтальной поверхностью. Изобрел ее во второй половине XIX века знаменитый российский гигиенист, профессор Московского университета Федор Эрисман, озаботившийся ростом числа близоруких детей в старших классах и разработавший рекомендации к освещению учебных аудиторий и новую конструкцию школьной мебели. Позднее она получила широкое распространение не только в России, но и в других странах мира, – вводит в курс дела Юрий Аруцев.
Вместо гантелей… перо
Если поверхность горизонтальная – взгляд ученика «рикошетом» отскакивает от нее, а если наклонная – падает точно куда нужно. Спинка парты «держит» спину, не давая развиться опасному сколиозу. Положение рук тоже немаловажно: если локоток имеет твердую опору, не возникает перенапряжения мышц, они не деревенеют, школьник не переутомляется. Но стоит ему отклониться от оптимальной для письма позы всего на несколько сантиметров – гармония нарушается, что сказывается не только на почерке, но и на качестве усвоения материала.
Каллиграфия создает основы для правильного и красивого письма и помогает исправить ранее допущенные ошибки в обучении.
Причем не только с точки зрения пластики – то есть выработки согласованности в работе глаз, мышц плечевого пояса, руки в целом. Нейробиологи установили: при каллиграфическом письме активизируется речевой центр и отвечающее за творческое развитие правое полушарие головного мозга. Систематические занятия развивают внимание, кратковременную и образную память, креативность. Недаром каллиграфию очень ценил один из пионеров цифровой эры Стив Джобс.
– А китайцы несколько лет назад приняли закон об обязательном преподавании ее в школе, – сообщил Юрий Аруцев.
В Поднебесной к ней особое отношение: исторически ее считали одним из изящных искусств наряду с поэзией и живописью. И всячески подчеркивали ее оздоровительный эффект. Так, китайский ученый-исследователь, доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу превозносил письмо-рисование за то, что оно «не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Он напоминает тайцзи?цюань». А это, как известно, общеукрепляющая часть боевых единоборств.
Автор - Екатерина Пальгунова
Вензеля Золотого кольца
Но у наших соотечественников, пожалуй, куда больший эмоциональный отклик вызовет сравнение ее с балетом: танцем, доведенным до совершенства. Скажи «буквы на пуантах» – и возникает образ чего-то прекрасного, возвышенного, достойного быть включенным в музейную экспозицию. И такой музей в Ярославле недавно открылся. Почетное место в нем заняли работы Юрия Аруцева.
– Сложная эпидемическая обстановка – не повод впадать в уныние. Наш музей русского национального письма зря времени не теряет, его сотрудники, находясь на вынужденной изоляции, разбирают архивы и активно занимаются творчеством, – сообщил Юрий Иванович.
Основатель музея в последние недели написал целый ряд замечательных каллиграфических работ, многие из которых займут достойное место в экспозиции. Особенно ему удалось продолжение начатой в 2013 году серии «Ожерелье русских городов» о городах Золотого кольца России: в каждой картине название города, написанное пушкинским стилем, украшено ярким каскадом вензелей с вплетенным в него графическим изображением центрального собора. А сколько замечательных каллиграфических текстов, экслибрисов, логотипов, монограмм для россиян и иностранцев создал мастер за 40 лет увлечения каллиграфией!
От королевы до президента
На международной выставке в Москве наши соотечественники на фоне коллег с мировым именем выглядели достойно. А приезжали в столицу нашей страны именитые мастера. К примеру, личный каллиграф английской королевы Тимоти Ноуд. Он плодотворно работает в Геральдической палате Ее Величества в Лондоне художником по геральдике и каллиграфом, оформляя родословные, разрабатывая гербы для выдающихся наших современников, которых королева посвящает в рыцари. В канцелярии Палаты лордов создает и иллюминирует официальные бумаги, которые выдаются по приказу или от имени Елизаветы II: королевские хартии, повестки в палату лордов и Верховный суд, а также согласие монархини на бракосочетание члена королевской семьи. По эскизам Тимоти Ноуда королевский монетный двор печатает монеты и медали. Например, дизайн медалей к золотому и бриллиантовому юбилеям королевы создал именно он. А другой видный представитель этой профессии американец Майкл Салл в свое время писал официальные приглашения на статусные мероприятия от имени американского президента. Так продолжаются вековые традиции. Но молодые и амбициозные российские дизайнеры рукописных текстов ищут новые пути. К примеру, модельер Виолетта Лангас недавно представила коллекцию дизайнерской одежды с каллиграфией. Представьте: платье белое как лист бумаги, и на нем красивым почерком написано мудрое послание к миру или очень нежное – к любимому человеку. Крещендо экспрессии!
Эмоциональную составляющую в древнем искусстве подчеркивает и талантливый ярославский каллиграф Арина Лаури.
– Свою творческую мастерскую я назвала «Перья» не только потому, что перо – это главный инструмент каллиграфа. Наше искусство дарит ощущение полета, потому что творить – значит летать, – отмечает Арина.
Фото со страницы Ю. Аруцева в соцсети
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5bej/
Комментарии: