Главное:
Урок Арины Лаури. Что движет ярославцами, увлеченными каллиграфией

Урок Арины Лаури. Что движет ярославцами, увлеченными каллиграфией

Каллиграфия в переводе с греческого означает «красивый почерк» и считается искусством красивого и четкого письма. Насколько она востребована в современном мире и что движет людьми, увлеченными ей, мы узнали у преподавателя каллиграфии Арины Лаури.

– Арина, вы известны как автор игрушечных мишек. А как в вашей жизни появилась каллиграфия?

– На самом деле калли­графией я увлеклась почти одновременно с шитьем игрушек. Это произошло в 2012 году. Когда я стала шить медведей, меня это так увлекло, что я могла заниматься шитьем сутками. Хотя близкие не поддерживали, не понимали, зачем мне это. В какой-то момент я просто почувствовала непреодолимое желание красиво писать. Купила перо, тушь, но у меня ничего не получалось. Поначалу пыталась подписывать карточки для своих мимимишек, могла красиво написать «Доброе утро!» Пыталась самостоятельно разобраться в тонкостях этого искусства, просматривала видеоуроки, пока не поняла, что надо искать преподавателя. Через какое-то время узнала о Юрие Ивановиче Аруцеве, который занимается каллиграфией в Ярославле, и попала к нему на курс. В группе было 20 человек, мы обучались год и по окончании получили удостоверения с правом преподавания. Пока я училась и выкладывала результаты в соцсети, мне стали предлагать работу в различных проектах, появились желающие у меня учиться – хотя я не планировала преподавать и не ожидала, что будет так много заказчиков. Мне просто хотелось красиво писать.

– Что же все-таки сподвигло вас заняться калли­графией? Поиски себя?

– Я до сих пор не могу точно ответить на этот вопрос. Я много что пробовала, училась, путешествовала, занималась творчеством. После школы окончила колледж, где получила образование продавца, также училась на бухгалтера. Два раза пыталась получить высшее образование – маркетолога в МЭСИ и инженера-геодезиста на курсе «Охрана водных ресурсов» ЯГТУ. Оба раза уходила с 5-го курса. Какое-то время жила в Швеции. Я все время в поиске. Монотонность, однообразие – это не мое. Я всегда задавалась вопросом – а что дальше?

Прошел всего год после окончания моего обучения, а я уже участвую в крупной международной выставке каллиграфии в Москве, которая открылась 1 сентября! Это очень престижно. Выставка закончилась позавчера, но работы останутся в музее еще на 2 года и будут представлены во временных экспозициях. За время выставки состоялось огромное количество мастер-классов, а именитые каллиграфы оценивали работы участников. При этом просто так на эту выставку попасть невозможно, нужно предварительно пройти конкурсный отбор, представить свои работы. У меня получилось. Для выставки я написала 38-й сонет Шекспира на английском языке. В процессе создания этой шрифтовой композиции я, как выяснилось при передаче работы в музей, использовала свой собственный шрифт. Это подтвердила и экспертная оценка профессионалов уже в ходе выставки.

– Арина, каллиграфия – это наука или искусство?

– И то, и другое. Без фантазии в каллиграфии никуда, это не только следование определенным правилам, но и огромное поле для творче­ства. Из одного слова калли­граф может выстроить целую композицию. Два слова ставят другие задачи, композиция будет выстраиваться по-другому. При этом в каллиграфии много математики. Нужно учитывать размеры, компоновку, правильно выстроить центровку, расположить выносные элементы... Это непросто и занимает много времени.

Хочу отметить, что каллиграфия и чистописание – это не одно и то же, и детям я преподаю чистописание. Школьники сейчас много пишут, а чистописание в школах не преподают. Я рассказываю им о природе букв, знакомлю с базовыми линиями. Когда дети понимают, что каждая буква состоит из определенных элементов, которые нужно соединить, начинают писать и быстро, и красиво. Дети меняют взгляд на буквы, на слова. И текст приобретает другой вид, становится качест­веннее. Ценность слова на бумаге возрастает не только за счет красивого написания, но и за счет смысла тоже.

– Насколько каллиграфия сейчас востребована?

– Современная каллиграфия достаточно разнообразна. Овладев ее тонкостями, можно делать уникальные открытки, приглашения, логотипы, создавать произведения искусства. Все это сейчас достаточно востребовано и хорошо оплачивается. Но мои ученики приходят прежде всего, чтобы научиться красиво писать. Во время занятий я открываю для них новый мир, о существовании которого они не подозревали. Любовь к каллиграфии всегда взаимна. Увлекшись, можно научиться создавать необычные, концептуальные вещи. Например, одна из моих учениц написала слово «кит» вязью, получился крутой готовый логотип, который можно продать любой компании.

Кстати, Стив Джобс тоже занимался каллиграфией. Покинув колледж, он пошел на курсы, где узнал о различных шрифтах, технике и других тонкостях этого искусства. А спустя 10 лет эти идеи легли в основу типографики и дизайна первого компьютера «Макинтош».

– Существует много видов каллиграфии: китай­ская, японская, индийская, арабская, европейская и другие. Какое направление вам ближе?

– Я сейчас освоила технику остроконечным пером, но это не потому, что она мне ближе остальных. Просто у нас нет преподавателей других видов каллиграфии, но я очень хочу попробовать себя в разных направлениях.

В отличие от восточноазиатской каллиграфии, где пишут кистями или бамбуковыми палочками, в Европе используют перья. Раньше они были гусиные, сейчас изготавливаются из различных металлов. В каллиграфии существует так называемое содружество «тушь-перо-бумага», они должны дополнять друг друга. Конкретная бумага может не подойти под конкретное перо, например, на мелованной бумаге перо соскальзывает и растекается тушь. А еще перья могут «капризничать»: сегодня пишут, завтра нет. Нюансов много и прежде чем начать, необходимо все тщательно подобрать, чтобы получилась качественная работа.

– Какие качества нужны, чтобы овладеть этим искусством, и сколько понадобится времени?

– Личные качества не важны, если есть страстное желание заниматься каллиграфией. Так, наверное, в любом деле. Некоторые мамы приводят мне своих детей со словами: «У меня гиперактивный ребенок, не знаю, сможет ли он высидеть занятие». А ребенка на самом деле не поднимешь со стула. И гипер­активность пропадает сразу, потому что ребенок увлечен. У меня есть один очень целеустремленный мальчик 8 лет. На лето я распустила группы, а он продолжал ходить заниматься. Впервые мама привела его в феврале, за это время у него большой прогресс. И я, и его мама им очень гордимся. Он не пропустил ни одного занятия и всегда приходит с готовым домашним заданием.

Это пример увлеченности и работоспособности, который в итоге побеждает тех, у которых есть склонности к красивому письму. У них получается быстро и почти идеально, но если не развивать свои навыки и не отрабатывать технику, то, к сожалению, ничего хорошего не выходит.

Совершен­ствоваться нужно постоянно. Для того чтобы овладеть основами каллиграфии остроконечным пером, достаточно 12 – 15 занятий с преподавателем, но это все очень индивидуально. Детям нужно больше времени, многое зависит от возраста ученика и от его желания научиться красиво писать.

Фото Евгении Бубякиной

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4pwo/
Ярославль

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость