В Ярославской области планируют открыть макет-музей Мологи
Новое культурное пространство в Рыбинске – школа-мастерская керамики (6+) - открылось этой осенью.
Здесь можно будет увидеть уникальную коллекцию древних узоров и росписей, а также посмотреть современный короткометражный фильм и мультфильм о символах затопленных земель Молого-Шекснинского междуречья. А при желании – научиться самостоятельно расписывать керамику под руководством профессиональных художников.
Затопленные земли – это прежде всего Молога, «русский Китеж-град», и еще множество окрестных селений, ушедших под воду в результате строительства Рыбинского водохранилища. А росписи этих мест – уникальных местных школ – также затерялись в глубине вместе с предметами, которые украшали.
При переезде мологжанам, разбиравшим свои дома по бревнышкам и сплавлявшим пронумерованные бревна по воде, чтобы построить жилье на новом месте, часто было уже не до традиционных узоров, некогда красовавшихся на печках и прялках, наличниках и сундуках… Но кое-что все-таки сохранилось. Сберечь художественное наследие наших предков теперь станет проще благодаря изыскательскому проекту, реализованному руководителем музея «Рыбинские рыбы» Алексеем Алексашиным при поддержке Фонда президентских грантов.
– Результатом этого проекта стал основательный, систематизированный научный труд – каталог различных элементов народных росписей Молого-Шекснинского междуречья, составленный моими соратниками – вологодскими учеными, искусствоведами, мастерами народных промыслов Ангелиной Глебовой и Ольгой Гладышевой, – рассказал Алексей Алексашин. – Ангелина и Ольга в рамках нашего исследования изучили множество музейных и частных коллекций с сохранившимися образцами росписей. Составленный ими каталог с описаниями каждого элемента, его значения, вариаций был в итоге оцифрован в векторных файлах. Получился такой «конструктор», позволяющий любому желающему составить свой собственный орнамент из готовых графических элементов, которые активно использовали наши предки для украшения своего быта.
Но виртуальный конструктор – это одно, а практические навыки росписи – все-таки другое. Поэтому идея создания школы-мастерской не оставляла Алексашина и его единомышленников. И воплотить ее в реальность за полгода удалось при поддержке всероссийского волонтерского проекта «Культурный код».
– Мы решили, что современному человеку, заинтересовавшемуся традиционным искусством своих предков, совершенно не обязательно учиться расписывать что-то аналогичное историческим бытовым предметам. Ну зачем ему прялка? Разве что для красоты, никакой от нее практической пользы, – улыбается Алексей. – А вот керамическая кружка или подставка под горячее, элемент бижутерии или иной полезный в хозяйстве предмет, расписанный самостоятельно с применением традиционных элементов росписи затопленных земель, – это не только приятная штука, которой будешь с удовольствием пользоваться сам, но и отличный подарок.
Так родилась идея именно керамической мастерской, где каждый желающий под руководством профессиональных художников-керамистов может научиться росписи. А еще – посмотреть документальный фильм и мультфильм об этом искусстве, оформить собственный керамический предмет. Ну и забрать его с собой в качестве доброй памяти о канувшем в морские воды граде Мологе, о современном Рыбинске и о людях, которые хранят и популяризируют народную культуру.
Например, узнать о том, что особые переплетения линий, образующие изящный и при этом уникальный, запоминающийся элемент узора, – не что иное как дракончик.
– По народным представлениям, окружающий мир был микрокосмосом, населенным как добрым, так и злым началом, – рассказывает Алексей Алексашин. – Добрых существ нужно было притягивать к себе, задабривать, получать в союзники. И от всего плохого необходимо охраняться, беречься. Например, символический элемент узора в виде дракончика считался очень мощным оберегом. А еще есть древо жизни, огненный уж, богиня весны – много всего интересного!
Создатели керамической мастерской подчеркивают, что упор в обучении делается именно на местное культурное наследие. И интерес рыбинцев к новому художественно-образовательному пространству – это прежде всего интерес к своим корням, истории, быту, культуре своих предков.
– Наша мастерская действительно рассчитана в первую очередь на наших земляков, многие из которых имеют мологские корни, – подтвердил Алексей Алексашин. – Кроме того, мы отвечаем на возрастающий интерес туристов к Мологе.
Организаторы планируют регулярно проводить на творческой площадке мастер-классы художников, резчиков и мастеров декоративно-прикладного искусства.
К участию приглашаются все желающие.
Во время занятий можно будет научиться наносить на керамическую основу древние орнаменты и символы-обереги.
– Это уникальный проект, не имеющий аналогов в России. Работа школы-мастерской позволит жителям и гостям Ярославской области больше узнать об этой странице истории, а для потомков мологжан это возможность поближе познакомиться с жизнью, верой и бытом предков, – отметил и. о. директора регионального департамента туризма Владимир Лысенко.
Тем временем созданный векторный каталог росписей помогает реализовывать еще один важный проект Алексея Алексашина с сотоварищами при поддержке Фонда президентских грантов. Это будущий макет-музей Мологи, который сейчас уже готов примерно на 70 процентов.
– Наши профессиональные художники, архитекторы весь 2020 год работают над созданием макета с помощью 3D-печати и других современных инструментов, – рассказал Алексей Алексашин. – И готовые жилые дома, различные здания и сооружения Мологи конца 19 века украшаются в том числе элементами традиционных росписей. Проект должен быть завершен к концу этого года, поэтому мы искренне надеемся и все делаем для того, чтобы в новом, 2021 году в Рыбинске открылся новый музей.
Фото из соцсетей
Комментарии: