Фильм начинается с толчка сердца. Обладатель «Оскара» рассказал, что его вдохновляет на создание шедевров
На прошлой неделе отметил свой юбилей ярославский художник Александр Петров – первый и пока единственный в России лауреат премии «Оскар» в области анимационного кино, обладатель иных многочисленных наград и регалий. Но это не мешает Александру Константиновичу оставаться настоящим творцом – человеком немного «неотмирным», глубоко погруженным в свою работу.
От бабушкиных сказок до ВГИКа
– Александр Константинович, насколько впечатления деревенского детства повлияли на вас?
– Я очень люблю родные места – поселок Пречистое, окрестные села и деревни, леса и поля, благодарен судьбе, что родился именно там, считаю себя на треть деревенским жителем. До сих пор стараюсь там бывать при каждой возможности. И впечатления детства – они очень теплые, светлые. Многое еще осталось под спудом, иногда неожиданно «выныривает». Я помню наш дом, танцы и песни, даже хулиганские частушки моих молодых тетушек… А еще – лежание на печи под бабушкины сказки и истории. Сейчас я с огромной нежностью вспоминаю своих деда и бабушку. То, что они мне дали, осталось со мной навсегда.
– Потом был Ярославль?
– Да, в пять лет я переехал к маме с папой в Ярославль, мы жили в рабочем общежитии на Нефтестрое. Потом была школа, сначала обыкновенная, затем к ней прибавилась художественная при Ярославском художественном училище – знакомая родителей настоятельно советовала отдать меня туда. Там я провел четыре прекрасных года, многому научился с помощью нашего педагога Петра Ивановича Павлова. Правда, однажды он чуть не отчислил меня за хулиганство: я завернул своего приятеля в белой наглаженной рубашке в лист, исписанный углем. Но через неделю понял, что нужно вымаливать прощение, вернулся в школу с повинной, и Петр Иванович меня простил.
– Почему вы после художественного училища приняли решение поступать именно во ВГИК?
– Вообще у нас, выпускников «художки», было принято после окончания училища продолжать образование в одном из художественных вузов. И я действительно собирался поступить в Строгановку, стать художником‑оформителем – словом, не думал ни о каком кино. Но на последнем курсе училища один из наших замечательных преподавателей рассказал о том, что такое художник в кино, чем меня очень заинтересовал. Это и предопределило мою дальнейшую судьбу: я поступил во ВГИК и успешно его окончил, выбрав в конце обучения анимацию.
Влюбился в Армению, но работал в Свердловске
– Свой первый мультфильм вы сняли еще студентом?
– Это было довольно забавное стечение обстоятельств, связанное с эпохальным событием – Олимпиадой 1980 года. Тогда из Москвы выслали всех, кого можно и нельзя, в том числе иногородних студентов. Так я попал в Армению, на знаменитую студию Роберта Саакянца на «Арменфильме». Для меня это был просто взрыв! Я влюбился и в эту удивительную республику, и особенно – в армянскую мультипликацию. И когда после окончания ВГИКа я отправился туда уже вместе с семьей, с женой и сыном, то надеялся жить в Армении и работать на «Арменфильме» долго и счастливо. За год я как художник‑постановщик сделал там два фильма. Но на долгие годы с Арменией не сложилось…
– А сложилось в Свердловске?
– Да, на Свердловской киностудии я провел 10 лет, с 1982 по 1992. Там же появился и первый анимационный фильм, созданный в технике живописи маслом по стеклу – «Добро пожаловать». Но постепенно появилась потребность стать полноценным автором фильмов, и в 1987 году я поступил на Высшие режиссерские курсы, на курс Федора Хитрука.
– И вашими учителями стали признанные гении мультипликации…
– Два года курсов дали мне не только бесценный опыт общения с такими людьми, как Гарри Бардин, Юрий Норштейн, Федор Хитрук, Эдуард Назаров, но и внутреннюю опору, уверенность, что я могу, имею право быть режиссером. И главное, о чем говорили наши учителя тогда, – о своем опыте, взглядах на многие вещи, порой не имеющие прямого отношения к режиссуре. Это был уровень по‑настоящему товарищеского общения, благодаря которому мы, студенты, научились очень многому.
С чего начинается…
– Александр Константинович, в используемой вами очень сложной, кропотливой технике живописи маслом по стеклу созданы такие фильмы, как «Русалка», «Сон смешного человека», завоевавшие множество наград, принесший «Оскара» «Старик и море». Что вас вдохновляло?
– Конечно, вдохновляло множество факторов – семья, коллеги, учителя в России и в Канаде, где создавался «Старик и море». Но главным моим советчиком и вдохновителем всегда была литература. Еще во ВГИКе дипломной работой стали рисунки к «Божественной комедии» Данте. Сам я плохой выдумщик, поэтому создаю свои фильмы на основе того, что уже придумали великие писатели. И фильм начинается с такого сердечного толчка, когда в душе происходит резонанс с прочитанным текстом. Так случилось и с картиной «Моя любовь», законченной в 2006 году. На фестивале анимационного кино в Бразилии за несколько лет до этого мы с женой Натальей, отдыхая в гостинице, читали повесть Ивана Шмелева «История любовная», которая меня поразила и вдохновила. В главном герое я узнал молодого себя – где‑то глупого, где‑то чуткого.
– Насколько изменилась ваша жизнь после «Оскара»?
– Внутренне никак не изменилась. Те же заботы, надежды, паника и рутина. Внешне – появилась мастерская Александра Петрова на улице Щапова, где с 2007 года занимаются ученики, в течение полутора лет изучающие профессию художника‑мультипликатора. А поскольку я по складу натуры совсем не педагог, то для обучения постоянно приглашаю на помощь своих коллег и друзей – художников‑аниматоров. И фильм «Еще раз», созданный учениками студии к тысячелетию Ярославля, пришелся по нраву как зрителям, так и критикам.
– Заканчивая наш разговор о вдохновении художника, трудно удержаться от вопроса о том, что способствует творческому подъему сейчас, в возрасте зрелом…
– Сегодня гораздо меньше вдохновляет то, что питало творческую энергию 20 или 10 лет назад. Возникают новые запросы к самому себе, и я нахожусь как раз в процессе ответа на них. С этим связана и тема будущего фильма. А также в мою жизнь вошел театр, точнее, театральный проект режиссера Дмитрия Петрова с участием незрячих и неслышащих актеров. Тема будущего спектакля, премьера которого должна состояться в ноябре в Театре наций Евгения Миронова, – живопись, картины из коллекций лучших музеев мира, о которых предстоит рассказать актерам и мне с помощью средств анимации.
– Большое спасибо за откровенный разговор! Александр Константинович, в юбилейном интервью трудно обойти еще один вопрос – какую победу в жизни вы считаете самой главной?
– Моя главная в жизни победа, наверное, в том, что я живу в любимой семье, в любимом городе, любимой стране, говорю на родном языке. И я надеюсь, что это будет продолжаться всю мою жизнь.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4oi7/
Комментарии: