Главное:
Дисциплина хромает. Главный гаишник Ярославской области рассказал о причинах дорожных аварий в регионе

Дисциплина хромает. Главный гаишник Ярославской области рассказал о причинах дорожных аварий в регионе

Начальник УГИБДД УМВД по Ярославской области Андрей Сироткин рассказал о причинах аварий и о мерах, которые предпринимаются в регионе для повышения безопасности дорожного движения.

Скорость беспощадна

– Андрей Вячеславович, главной темой проходившей в Ярославской области с 8 по 14 мая четвертой Глобальной недели безопасности дорожного движения стало соблюдение скоростного режима. Почему к ней было привлечено особое внимание?

– Автопроизводители постоянно увеличивают динамические качества выпускаемых автомобилей, многие из них могут развивать максимальную скорость 250 и более километров в час. Между тем именно из-за превышения скорости, ее несоответствия дорожным или погодным условиям происходит каждая третья авария.

В прошлом году в регионе по причине нарушения скоростного режима произошло 129 ДТП, в них погибли 22 и получили травмы 163 человека. В первые четыре месяца этого года такие аварии унесли жизни 6 человек, 69 были травмированы.

Обратите внимание: показатель тяжести последствий ДТП в три с лишним раза выше на федеральной трассе М-8 «Холмогоры», где больше возможностей разогнаться, чем в городах и населенных пунктах области. Поэтому так важно формировать в обществе нетерпимое отношение к тем, кто превышает скорость. Необходимо серьезно ужесточать наказание за подобные нарушения.

– Сколько видеокамер в регионе в автоматическом режиме фиксируют превышение скорости и другие нарушения правил дорожного движения?

– Автоматически фиксируются 80 процентов от общего числа выявленных нарушений. Сегодня в этой системе – около четырех десятков приборов, скоро их количество увеличится.

Правительство области изучает возможность привлечения в эту сферу частных инвесторов. Такой опыт уже наработан в ряде регионов.

Разделить, чтобы спасти

– Какие еще факторы помимо контроля за соблюдением скоростного режима призваны уменьшить аварийность на дорогах области?

– Крайне важно разделить встречные потоки транспорта. В нашем регионе, к сожалению, очень мало дорог, которые обустроены таким образом. В результате во встречных столкновениях погибает в полтора раза больше людей, чем в среднем по России. Мы неоднократно поднимали эту проблему, выходили на Минтранс, и два года назад нам удалось попасть в эксперимент по установке тросовых ограждений.

Сначала они появились на федеральной трассе М8 в Ростовском районе. Тросы натянули на участке от Ростова до Шалаева, общая их длина примерно 22 километра. В прежние годы ежегодно здесь погибали 20 – 25 человек. В 2015-м смертельных ДТП не было вообще, в 2016-м не зафиксировано гибели людей во встречных столкновениях. На всероссийском совещании по безопасности дорожного движения я докладывал о положительных результатах этого эксперимента.

– Но ведь трос вряд ли удержит мчащийся на высокой скорости грузовик да и легковой – далеко не всякий?

– Это так. Но на психологическом уровне даже такое незначительное препятствие – серьезный сдерживающий фактор.

– Значит, работа по разведению полос будет продолжена?

– Безусловно. В прошлом году тросовые ограждения натянули на участке дороги в самом Ростове Великом, включили в эксперимент региональные автодороги. Тросы появились на юго-западной окружной дороге в Ярославле и на дороге Ярославль – Рыбинск. В проекте реконструкции северо-восточной окружной дороги Ярославля предусматривается разделение встречных потоков настоящими стационарными ограждениями с более высокой, чем у тросов, удерживающей способностью. Мы настаиваем, чтобы эта программа не останавливалась.

– Не меньшее значение имеет грамотное регулирование дорожного движения, особенно в современных мегаполисах.

– Программное обеспечение современных светофоров должно само подстраивать режим работы под интенсивность потоков транспорта и пешеходов. Мы с мэром Ярославля обсуждали развитие интеллектуальной системы управления светофорами в Ярославле и достигли взаимопонимания. Думаю, это дело ближайшего будущего.

Дорога – срез общества

– Мечтая о будущем, нельзя забывать, что сегодня многие дороги в области – сплошь в ямах и ухабах. Как часто само состояние дорожного полотна становится провоцирующим фактором для ДТП?

– Состояние дорог, несомненно, влияет на уровень аварийности. К примеру, в прошлом году в 35,5 процента ДТП сопутствующим фактором оказались дорожные условия. Это, конечно, много. Но сопутствующий фактор – все же не основной. По одной и той же дороге ежедневно проезжают сотни, тысячи водителей, и каждый из них должен понимать, что для снижения риска аварий первостепенное значение имеют водительские навыки, манера вождения и стиль управления автомобилем.

Ведущие эксперты в области безопасности дорожного движения, в том числе европейские, сходятся во мнении, что первопричина многих дорожных трагедий – в голове: в основе рискованного поведения на дороге лежит излишняя самоуверенность, неправильная самооценка.

– Дорога – это срез общества: на ней человек зачастую ведет себя так же, как он поступает в отношении окружающих. Если судить по показателям аварийности, дисциплина ярославских водителей и пешеходов хромает.

– В 2015-м в протоколах нашли отражение 767 тысяч фактов нарушения правил дорожного движения. В 2016-м – 807 тысяч. И это только зафиксировано, а сколько осталось за кадром!

Время от времени мы проводим сплошную проверку на предмет выявления признаков опьянения у водителей. В апреле в одну из пятниц пять экипажей ГИБДД перекрыли весь периметр Богоявленской площади, выставили знаки стоп-контроль и за 2 часа выявили 5 нетрезвых водителей. И это в самом центре Ярославля в рабочий день.

Накануне 9 Мая мы каждый день проводили в областном центре такие операции, и каждый раз выявляли нетрезвых за рулем. Вот такая печальная картина.

В 2015 году законодатель ввел уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде, если водитель ранее уже привлекался за это к административной ответственности. Казалось бы, ужесточение кары должно остудить горячие головы. Увы. В 2016 году более 700 водителей в регионе пришлось привлечь к уголовной ответственности.

– Госавтоинспекторы не вездесущи, как же тогда выявить и наказать автохама, пока он не спровоцировал трагедию?

– В последние годы ярославцы с активной гражданской позицией активно помогают нам в борьбе с нарушителями правил дорожного движения. Еще 5 – 6 лет назад обличающий звонок в правоохранительные органы многими расценивался как донос. Но сознание общества меняется. Сегодня звонков много, и я лично ежедневно отслеживаю поступающую информацию.

В прошлом году благодаря таким сигналам мы задержали 200 водителей, севших за руль в состоянии опьянения. Хорошо, что все больше людей понимает: только совместными усилиями мы можем уберечь наших близких, родственников, друзей от риска попасть в дорожную аварию.

Фото Ольги Петряковой

Тэги:дорогиГИБДДАндрей Сироткин