Красочные пейзажи Ярославля: живописец подарил городу на 1010-летие юбилейную выставку
Подарком к 1010-летию Ярославля станет художественная выставка.
60-летний юбилей наш земляк – художник Федор Вдовин праздновал в год ярославского миллениума. С тех пор минуло 10 лет. Новую юбилейную выставку живописец решил посвятить любимому городу, который, как и он сам, отмечает в этом году круглую дату. Ее основу составят городские пейзажи. Вместе с мастером кисти свои картины представят его дети – Антон и Светлана.
Как вас по батюшке?
– Я очень люблю Ярославль. Здесь родился, рос, окончил художественное училище. А когда по распределению уехал работать на Север, в Сыктывкар – столицу республики Коми, – начал по нему тосковать. Только в разлуке с родным городом понял, насколько он мне дорог. Через десять лет вернулся и с тех пор не перестаю любоваться его набережной, Волгой, широкими проспектами и тихими улочками, зелеными бульварами и уютными двориками исторической части города. Пишу их в любое время года, но, по-моему, особенно прекрасен Ярославль весной и поздней осенью, когда буйная листва не прячет его архитектурную красоту. На будущей юбилейной выставке, которая приурочена к празднованию его 1010-летия, более 80 процентов моих полотен составят городские пейзажи, – говорит член Союза художников России, преподаватель Ярославского художественного училища Федор Вдовин.
Это не значит, что мастер кисти полностью погружен в созерцательность.
– Мне всегда нравилось быть в гуще событий и писать людей энергичных, деятельных, увлеченных своей работой, – признается Федор Федорович. – Такая жизненная позиция обеспечила мне первый большой успех, который во многом определил мою судьбу.
В семидесятые годы прошлого века он в составе группы молодых художников отправился на комсомольско-молодежную стройку. На реке Печоре возводилась ГРЭС. Среди бескрайних лесов чрезвычайно быстро, буквально на глазах, вырос целый городок из балков – домиков для строителей. Балок – это общежитие, временное обиталище для романтиков, которые в то время во множестве отправлялись из разных регионов страны, как пелось в песне, – «за туманом и за запахом тайги». Строители – молодые ребята с огнем в глазах – проявляли подлинный трудовой героизм и свято верили, что своими руками созидают будущее страны. Неустроенность быта их не пугала и воспринималась как временные трудности, они не сомневались: скоро здесь будет город-сад. Художник запечатлел молодых энтузиастов на картине, которую отобрали на всесоюзную выставку и сразу после нее приобрели для одного из крупных музеев, что обеспечивало творческому человеку авторитет в профессиональной среде.
– А еще та командировка подарила мне интересную встречу, – говорит юбиляр. – Вместе с нами на стройплощадку прибыл стройотряд с берегов Невы. С одним из студентов Ленинградского государственного университета мы познакомились и быстро нашли общий язык. Он был на два года младше меня, но сразу расположил к себе свободной манерой общения, доброжелательностью, широким кругозором, аналитическими способностями. Я еще тогда подумал: он далеко пойдет! «Как вас по батюшке?» – поинтересовался в конце разговора новый знакомец. – «Федор Федорович». – «А меня Владимир Владимирович. Путин». И мы крепко пожали друг другу руки. Этот случай я вспомнил в конце девяностых годов прошлого века, когда увидел на экране телевизора премьер-министра страны, вскоре ставшего ее президентом.
Главное – правильно сложить парашют
– А с первой женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой нас связывает общая тайна, – удивляет Федор Вдовин.
Познакомились они задолго до прославившего ее полета.
– Она, молодая ткачиха комбината «Красный Перекоп», увлекавшаяся парашютным спортом, летом устроилась воспитательницей в пионерский лагерь, куда я поехал по путевке после второго класса. Овеянная романтикой воспитанница аэроклуба всех нас буквально заразила своей любовью к небу. Раскрыв рты, мы слушали ее рассказы о самолетах и о том, как важно научиться правильно складывать парашют, потому что малейшая оплошность может стоить летчику жизни. Все как один мы хотели быть смелыми, отважными, как знаменитые покорители воздушных просторов, – вспоминает Федор Федорович.
И вот подростки постарше взялись проверять отвагу ребятишек из младших отрядов.
– Меня поставили к дереву с яблоком на голове, заявив, что будут стрелять в него из лука. И если я не струшу, возьмут меня в свою команду. Я не струсил. Но они владели луком куда хуже легендарного Робина Гуда. Стрела не попала в яблоко. Но – к счастью, и в меня тоже, – воссоздает картину событий мэтр живописи.
Мальчик никому об этом не рассказал, чтобы не подводить свою наставницу. Спустя много лет они вместе посмеялись над тем, что их объединяет секрет из прошлого.
– А небо я люблю до сих пор и стараюсь подчеркнуть его красоту в своих пейзажах, – уточняет Федор Федорович.
Найти клад
Став профессиональным художником, с 1974 года он работал в художественно-производственных мастерских, участвовал в крупных выставках – региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Франция, Германия).
В 1977 году был принят в Союз художников. Награжден дипломами Министерства культуры СССР и Академии художеств. Любимые жанры, в которых он выразил себя наиболее полно, – натюрморт и пейзаж. Почувствовав потребность делиться своими знаниями и умениями с учениками, Федор Вдовин понял, что преподавать – его призвание. Два десятилетия он работал в Ярославской художественной школе, и еще столько же – в Ярославском художественном училище. За это время воспитал множество талантливых учеников, которыми искренне гордится. К примеру, проезжая мимо возводимого в Дзержинском районе Ярославля храма Святителя Тихона, он каждый раз радуется: ведь строительство сейчас курирует его ученик – архитектор и священник Михаил Смирнов.
А бравший у именитого ярославца уроки рисунка Олег Попов поступил в престижный столичный вуз, после его окончания стажировался в Германии, а, вернувшись, открыл архитектурную мастерскую в Москве – прямо напротив Кремля.
– Ему улыбнулась Фортуна. Талантливый архитектор и предприимчивый человек, он получил заказ на разработку проекта реставрации исторической дворянской усадьбы. Чтобы проверить состояние фундаментов старинного здания, он с партнерами спустился в подвал и обнаружил там обгорелые балки, рухнувшие во время грандиозного московского пожара 1812 года, случившегося после того, как в оставленный российскими войсками город вошла армия Наполеона. А под этими завалами находился… клад времен царя Ивана Грозного: в обветшавших от времени кованых сундуках лежали старинные монеты, золотые и серебряные кубки и другая драгоценная утварь. За ценную находку государство выплатило солидное вознаграждение, которого хватило, чтобы начать свое дело, – искренне рад удаче своего ученика Федор Федорович.
Ему и самому посчастливилось найти клад – но не материальный, а духовный.
– Это моя семья – жена, дети, внуки, – признается мастер, член Союза художников России.
Дочь Светлана очень рано проявила свою одаренность. Уже в пять лет она – пока еще неумело, по-детски – перерисовывала картины художников эпохи Возрождения, малых голландцев, русских художников-передвижников. И хотя в таком юном возрасте в художественную школу не принимали, родителям ничего другого не оставалось, как позволить ей стать «вольным слушателем». Светлана получила художественное образование и пошла по стопам отца, но, если он реалист, она дает простор фантазии.
– Многие идеи приходят ко мне во сне. Я как будто заглядываю в другое измерение, – говорит Светлана Годустова – участница городских, областных, зарубежных выставок, произведения которой находятся в частных коллекциях в России, Германии, Англии.
Сын Федора Федоровича Антон отдает предпочтение пейзажам.
Фото из архива Ф. Вдовина
6+
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5c1i/
Комментарии: