Куда катятся маршрутки? Каковы основные проблемы перевозчиков в Ярославле
На федеральном уровне вновь поднимается вопрос о развитии сети муниципального общественного транспорта. Слишком дорогой ценой, бывает, обходятся «быстрые» маршрутки. Навести порядок в сфере пассажирских перевозок – один из пунктов стратегии безопасности дорожного движения, которую утвердил в конце января глава российского правительства Дмитрий Медведев.
Не навреди!
Сегодня муниципальный транспорт в Ярославле обслуживает почти в 2,5 раза больше маршрутов городского общественного транспорта, чем частники. Но пассажиров перевозит примерно столько же, сколько они, и из‑за недозагруженности терпит убытки.
Первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля – начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский признает, что положение дел в этом секторе отнюдь не блестящее.– Работающие на социально значимых маршрутах муниципальные транспортные предприятия – Ярославское ПАТП‑1 и «Яргорэлектротранс» – испытывают финансовые трудности. Из‑за нерентабельности пассажирских перевозок происходит сокращение расходов на амортизацию, обновление подвижного состава, – отметил Сергей Валерьевич. – На многих маршрутах приходится увеличивать интервалы движения, чтобы обслуживать их меньшим количеством единиц транспорта.
Но большинство пассажиров не хотят в ожидании муниципального автобуса зимой мерзнуть, а летом париться на остановке и уезжают на маршрутке. Представители городской власти не раз высказывали идею заместить частных перевозчиков на наиболее востребованных направлениях муниципальным транспортом.
– Социальный сектор пассажирских перевозок в Ярославле сегодня охватывает 71 маршрут. Обслуживающие его предприятия работают по регулируемому тарифу. На 31 маршруте тариф нерегулируемый. При этом количество перевезенных пассажиров примерно одинаковое. Это происходит не только потому, что у частников на линию выходит больше автобусов, что позволяет сократить интервалы движения, но и по причине их работы на наиболее востребованных магистральных маршрутах, которые проходят через несколько районов города, – объясняет Сергей Волканевский.
Главная идея предлагаемой ДГХ новации – вернуть на магистральные маршруты муниципальный общественный транспорт, развитие которого объявлено приоритетным. Разрабатывается дорожная карта с конкретными мероприятиями.
Чиновников не останавливает, что сегодня самые хлебные маршруты не просто заняты, а заняты надолго – предприниматели получили свидетельства на право осуществлять перевозки на этих направлениях в течение 5 – 7 лет. Причем многие для этого влезли в долги, чтобы закупить соответствующую установленным жестким требованиям новую технику.
– Работа частных перевозчиков находится под постоянным контролем надзорных органов. Если услуги предоставляются на должном уровне, лицензионные требования соблюдаются – оснований для беспокойства нет. А с нарушителями мы будем бороться, – заверил Сергей Волканевский.
К примеру, во время недавнего рейда в Дзержинском районе из 15 проверенных маршруток к 7 были высказаны претензии. Что греха таить – практически каждый из нас был свидетелем разговора водителя по телефону во время движения, игнорирования им ремня безопасности, остановки вне остановочного комплекса.
Сегодня маршрутчики перевозят половину пассажиров в городе именно потому, что смогли предложить ярославцам удобный график движения: микроавтобусы и «пазики» идут с интервалом в несколько минут. Если три‑четыре частных микроавтобуса заменит один муниципальный большой вместимости, то ждать его придется гораздо дольше. При современном ритме жизни редко какой горожанин может себе позволить 20 – 30 минут провести на остановке. Чтобы сократить это время, городу придется в два‑три раза увеличить парк общественного транспорта или заменить его на машины меньшей вместимости. Он к этому готов?А впереди еще маячит массовый переход на использование газомоторного топлива. Согласно решению Правительства РФ к 2020 году в городах с численностью населения более 300 тысяч должны перейти на него до 30%, а в населенных пунктах, насчитывающих свыше 100 тысяч жителей, – до 10% общественного транспорта и муниципальной техники.
Слоноподобные автобусы и троллейбусы стоят в пробках на дорогах куда дольше, чем компактные и маневренные «пазики», «Газели» и «Богданы». Скорость движения имеет определяющее значение, и без специальной выделенной полосы для городского общественного транспорта о расширении муниципального сектора можно даже не мечтать.
Стоимость поездки тоже важна. Мэрия прорабатывает возможность предоставления транспортного «окна», которое позволит ярославцам, пересаживаясь с одного автобуса на другой в ключевых точках маршрутов, не оплачивать проезд заново. Повысит ли это привлекательность муниципального транспорта? Поживем – увидим.
Давно назрел вопрос предоставления льгот всеми без исключения перевозчиками, которые работают на городских маршрутах. Маршрутчики де факто признали себя городским общественным транспортом, а значит, льготники должны получать положенные им преференции.
Главное – при всех изменениях руководствоваться таким же принципом, как в медицине: не навреди!
Все зависит от спроса
Во втором по величине городе области транспортная сеть состоит из 24 автобусных маршрутов, шесть из которых работают в режиме маршрутного такси, и четырех троллейбусных. Городское ПАТП №1 обслуживает 16 социальных автобусных маршрутов – со всеми льготами, еще по двум предоставляются услуги маршрутных такси.
– В настоящее время сеть общественного транспорта в Рыбинске и количество рейсов на каждом маршруте сформированы и оптимизированы с учетом основных пассажиропотоков, – сообщили в департаменте ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинска. – Все районы города обеспечены транспортным сообщением. Для пересадки с одного маршрута общественного транспорта на другой существуют транспортно‑пересадочные пункты: железнодорожный вокзал, Соборная площадь. В ближайшее время планируется запустить новый автобусный маршрут, соединяющий прямым сообщением микрорайон Веретье с железнодорожным вокзалом. Сокращение или увеличение маршрутов общественного транспорта напрямую зависит от спроса населения. В последние годы объем перевозок пассажиров сокращается в связи с ростом индивидуального автопарка. Каждый маршрут стараемся сохранить, оптимизировать, оставить привлекательным для пассажиров без ущерба его рентабельности для перевозчика.А вот то, что городской транспорт сильно изношен, видно даже невооруженным глазом.
– Подвижной состав ОАО «ПАТП №1» и АО «Рыбинскэлектротранс» требует обновления. Учитывая организационно‑правовую форму данных предприятий, эта процедура должна осуществляться за счет средств указанных организаций, – пояснили в администрации. – Поскольку этот процесс требует значительных финансовых вложений – было бы целесообразно принятие соответствующих целевых федеральных программ.
27% россиян, принявших участие в опросе аналитической службы Рамблера, назвали водителей маршруток самыми «нахальными» на дорогах.
Респондентам задали такой вопрос: «Кого вы считаете самыми нахальными водителями?». 43% опрошенных считают, что никто на дороге не ведет себя более дерзко, чем водители «крутых» автомобилей.
14% респондентов назвали таксистов самыми нахальными водителями, а 13% сочли, что больше всего это относится к молодым автомобилистам.
Наименее «нахальными» оказались водители автобусов – этот вариант ответа выбрали только 3% участников опроса.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4ttm/
Комментарии: