Главное:
Под парусом – в прошлое. Ярославцы построили историческое судно по средневековым технологиям

Под парусом – в прошлое. Ярославцы построили историческое судно по средневековым технологиям

Ярославские энтузиасты воссоздают историческую среду.

Мы родились в самой большой стране мира и пришли, можно сказать, на все готовенькое. Чтобы понять, как нашим предкам удалось создать государство такого размера и значения, наши земляки попробовали поставить себя на их место.

Град у студеного моря

Ярославец Максим Леднев по профессии – артист театра и кино. Возможно, именно его актерской природой была обусловлена идея попробовать себя в новой роли – средневекового русича. И так он обжился в этом образе, так сроднился с ним, что перенес реалии того давнего времени в современную жизнь. Его увлечение разделили друзья, и вот уже целая команда энтузиастов, назвавшая себя клубом живой истории «Дружина ратного дела «Рарог», начала захватывающее и полное приключений погружение в прошлое – дальше и дальше вглубь столетий. Конечной точкой их путешествия во времени был выбран XIII век, в том числе эпоха Александра Невского. Жил родившийся в Переславле-Залесском наш земляк и великий князь в непростое время и не единожды на поле брани защищал северные русские земли от вражеских набегов. Какими же были он и его современники?

Столицей северных земель был Великий Новгород – средневековая республика, которая много раз призывала – читай, нанимала! – князей Ярослава Всеволодовича, а затем и его сына Александра Ярославича в качестве полководцев с войском для защиты своих границ. Северные русичи были вольными и далеко не бедными людьми (монголы до них не дошли), силачами, привыкшими выживать в суровых климатических условиях, они торговали со многими странами и использовали передовые для своего времени технологии. Через Волхов – Ладожское озеро – Неву по Балтике новгородские купцы транспортировали товары в скандинавские страны и Западную Европу.

По реке Ловать и далее на юг плыли аж до Константинополя, а по Волге спускались до побережья Каспийского моря, куда приходили караваны из Средней Азии и стран арабского Востока. Жизнь на пересечении торговых путей, соединявших Балтийское, Черное и Каспийское моря, ко многому обязывала. Помимо отваги, храбрости, выносливости, предприимчивости нужно было быть асами в судостроении, отлично знать навигацию, освоить воинское искусство и множество ремесел, иначе просто сгинешь в пути.

– На верфях строили суда, обладавшие прекрасными мореходными качествами. Например, новгородская ладья длиной 30 метров, шириной – 5 метров и водоизмещением 200 тонн имела три мачты: на грот-мачте закрепляли большой прямой парус, на фок-мачте – прямой парус меньшего размера, а бризань-мачта несла шпринтовый парус. При попутном ветре корабль развивал весьма высокую для того времени скорость – более 10 узлов, – рассказывает Максим Леднев.

Продолжателями традиций новгородцев (в судостроении и не только) стали поморы – жители русского Севера, помогавшие в конце XVII – начале XVIII веков царю Петру I строить российский военный флот. Эта эпоха тоже заинтересовала ярославских реконструкторов. Максим Леднев и его единомышленники взялись строить историческое судно по средневековым технологиям, чтобы «примерить на себя» умения наших далеких предков и на собственном опыте ощутить, что мы – сегодняшние – за минувшие столетия приобрели и что потеряли. Особую значимость этому начинанию придавало то, что отважные русские путешественники и первооткрыватели первыми начали осваивать земли сурового, но богатого природными ресурсами Севера. А сейчас Россия находится на новом витке освоения Арктики, включив ее в число приоритетов своей государственной политики.

– Примерно год мы собирали информацию о судостроении более 300 лет назад. Повезло найти мастера – Петра Пономарева, под руководством которого мы приступили к работе. Импровизированная верфь разместилась на берегу реки Онеги прямо под открытым небом. Таскали бревна, строгали доски, шили лодку втроем. У нас – новичков – раньше не было подобного опыта, поэтому без ошибок не обходилось, – вспоминает Максим.

Из-за этого постройка судна затянулась, отпуск закончился и пришлось отложить путешествие на следующий год.

– В мае вшивали шпангоуты, делали обноску борта, настилали палубу, смолили. За неделю до спуска на воду (это уже в июне) крепили такелаж, доделывали весла и выполняли другие мелкие работы. Спуск состоялся 25 июня.

Маршрут должен был проходить от города Каргополя по реке Онеге до Белого моря и – далее по морю до Архангельска, общей протяженностью тысяча с лишним километров, – отмечает реконструктор.

Но в тот первый раз прошли примерно половину: приходилось продвигаться на веслах по 30-35 километров в день, то есть уставали почти как рабы на галерах, а к таким тяжелым испытаниям, как оказалось, далеко не каждый современный человек готов. Но от похода по Белому морю тем не менее не отказались – совершили его год спустя. В прошлом году планировали рвануть еще дальше, но этому помешала пандемия. Тем не менее на судне под названием «Нерпа» прошли по Волге – от Ярославля до Мышкина, закрепляя приобретенные навыки.

А их нужно немало. Ребята и девушки уже давно поняли, что подготовка к каждой экспедиции требует серьезных усилий. Они изучают азы морского дела, виды течений и их поведение, маневрирование парусных судов, столярные премудрости и… исторические швы: выяснилось, что нельзя выхватить что-то одно из исторического контекста. Так возникло целое направление реконструкции одежды от Средневековья до начала XX века. Члены клуба живой истории так в этом преуспели, что даже получили в минувшем году Гран-при проходившего в Ярославле Х Всероссийского фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох».

Что хранится в «Закромах»?

Тогда любители русской истории поразили строгое жюри: сначала на экране зрители увидели, как плывет ладья, на носу которой стоят, вглядываясь вдаль, купцы и мореходы, а потом они будто по мановению волшебной палочки оказались на сцене. «Поморы» – называлась эта коллекция одежды, созданная по образу и подобию гардероба жителей русских северных земель во времена строительства Петром I в Архангельске военного флота. При виде ее весь зал зачарованно ахнул.

Одна из создательниц этого великолепия – Полина Берг – пояснила, что интерес к народному костюму – продолжение семейных традиций. Ее бабушка была рукодельницей, в семье из поколения в поколение передавались старинные раритеты, которые затем отдали в краеведческий музей, после чего возникло ощущение горькой потери и желание чем-то ее компенсировать. По мнению Полины, в традициях – воплощение наследия предков, которое дает ощущение твердой основы.

– Я благодарю моих родителей, бабушек и дедушек за то, что смогли сохранить и передать эту красоту. Это и есть истинное богатство. Моя задача – его приумножить, – говорит искусница. – Мы в коллективе сами ткем, шьем, вышиваем. И хотим привить это своим детям.

Это больше, чем просто обучение традиционным промыслам, которые могут в жизни пригодиться. Это как передача огня (сразу вспоминается миф о титане Прометее, который принес божественный огонь людям). Теперь у членов клуба очень богатый гардероб. Он включает мужскую шапку – «мурмолку» с опушкой из овчины, а при большом ветре представители сильного пола надевают норвежский кукель – капюшон-воротник, который прекрасно укрывает голову и шею. Замужним дамам так к лицу повойник, под которым прячут волосы. Оба пола в холода кутаются в тулупы из овчины с бронзовыми литыми пуговицами, стройные фигуры женщин красиво обрисовывает пониток. И это лишь малая толика того, что создают эти мастера. И не просто создают, а носят сами, а порой и отправляют заказчикам не только в России, но и за рубежом. Таким экспортным потенциалом можно гордиться.

– Историческая реконструкция – это не просто процесс копирования. Это способ познания, сохранения исторической памяти, культуры, традиций. Важно не просто воссоздать костюм и его детали, но и понять, для чего он служил, как носился. Прочувствовать в реальных условиях зноя, дождей, штормов каждую мелочь, каждую деталь, убедиться не только в красоте кроя, но и в его практичности, надежности… И тогда история перестает быть только достоянием книжных страниц, она оживает, – таким пояснением сопроводил эту коллекцию Максим Леднев.

Эта ожившая история уже ощущается на проводимых в регионе фестивалях и на праздниках, участники и гости которых воспринимают ее как часть туристического имиджа Ярославской области и наглядное свидетельство уважения нашего народа к своим корням, преемственности традиции славных дел. 

Воссоздается целая историческая среда, уже и состязания в средневековый новгородский футбол – килу – начали проводить. То ли еще будет! Все больше наших земляков понимают себя частью истории своей страны, которая берет начало где-то в дальних временах и устремляется в будущее. При этом не материальные свидетельства прошлых эпох мыслятся главными, а русский дух и национальный характер.

– Дух вольности и товарищества, просвещения и свободомыслия издавна витал в Поморье. Суровая северная природа и огромные территориальные пространства сформировали у населения особые черты характера, предопределили необычайный путь русского Севера. Жизнь на берегах «студеного» моря сделала людей сильными и трудолюбивыми. Мы – потомки этих людей, нам продолжать их дело, – считает Максим Леднев.

Фото из группы «Дружина ратного дела "Рарог"» «Вконтакте»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5g6i/
реконструкция

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость