Подводные камни электронного ОСАГО. Что нужно знать, чтобы не попасть на деньги

Как вернуть деньги за навязанные услуги, можно ли наказать страховщиков, которые отказываются оформлять полис, и как отличить настоящий сайт страховщиков от мошеннического.

Подводные камни электронного ОСАГО. Что нужно знать, чтобы не попасть на деньги

Страховать гражданскую ответственность для автомобилистов необходимо, вот только оформить электронный полис ОСАГО с первого раза удается далеко не всем и не всегда. Как вернуть деньги за навязанные услуги, можно ли наказать страховщиков, которые отказываются оформлять полис, и как отличить настоящий сайт страховщиков от мошеннического?

 Вернуть заплаченное

Хорошая новость с января 2018-го ждала всех, кто собирался заключать полисы ОСАГО, а также брать кредиты. По решению властей так называемый «период охлаждения» (срок, в течение которого можно отказаться от навязанной страховой услуги) увеличился с 5 до 14 дней.

– «Период охлаждения» введен, чтобы навести порядок и улучшить ситуацию на рынке ОСАГО, где нередко страховщики навязывали дополнительные услуги. С 1 января 2018 года можно в течение двух недель с момента заключения расторгнуть навязанные дополнительные договоры страхования и вернуть деньги, – рассказывает заместитель управляющего Отделением Ярославль ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Ефремов.

Для того чтобы отказаться от услуги, необходимо направить либо по юридическому адресу страховой компании, либо по адресам филиалов компании заявление. Пишется оно в свободной форме, главное, чтобы в нем были указаны реквизиты банка и номер счета, на который страховщики должны вернуть деньги.

– Были случаи, когда ярославцы жаловались, что после заявления об отказе от страховки деньги так и не вернули. Стали разбираться, выяснилось, что страховщиков не уведомили, куда переводить деньги. Предусмотрено, что вернуть потраченные на страховку деньги могут и лично, но для этого необходимо связываться с офисом и приходить лично. Указав банковские реквизиты, вы упрощаете себе жизнь, – отмечает Евгений Борисович.

Получив обращение, страховая компания должна в течение 10 дней вернуть деньги. А вот если этого не произойдет, ее ждут штрафы.

 Квест не пройден – жалуйтесь

За минувший год в Ярославской области электронное ОСАГО оформили более 70 тысяч жителей региона. Однако для многих эта процедура обернулось настоящим квестом. Жалуются ярославцы на нарушение бесперебойности работы сайтов, капчу (проверочные символы) или то, что их просто перекидывает система с одного сайта на другой.

– Вот типичная жалоба. Женщина попыталась оформить полис на одном из сайтов. Заполнила все поля, а в конце процедуры ей предложили выбрать – остаться на сайте или перейти на другой. Ярославна решила остаться и в результате оказалась на главной странице, где ей заново предлагали заполнить данные, – приводит пример Евгений Борисович.

Подобные действия страховщика в ЦБ приравнивают к отказу в заключении договора, а за это грозит штраф. К ответственности привлекут и за перебрасывание на сайт другой страховой компании или на сайт РСА. Получив подобную жалобу в Отделении Ярославль ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, запрашивают сеансовую информацию и, уже получив доказательства, штрафуют нарушителя. За нарушение бесперебойности сайта и плохую оперативность страховщиков также привлекают к административной ответственности, но уже по другой статье.

Появление электронного ОСАГО активизировало мошенников. Вместо того чтобы перейти на сайт добросовестного страховщика, люди оказываются на фишинговых сайтах.

– В отличие от большинства настоящих сайтов страховых компаний на сайтах с мошенническими схемами нет никаких проблем: ничто не зависает, никуда не перекидывает и не переадресовывает, – рассказывает Евгений Борисович. – Вот только при оформлении ОСАГО человек оказывается в проблеме. Он либо просто лишается денег, либо ему приходит поддельный документ, который невозможно использовать. При этом мошенники получают и доступ к его персональным данным: паспорту, документам на авто и нередко банковскому счету.

Чтобы стабилизировать ситуацию в этом вопросе, для настоящих сайтов страховщиков в поисковой системе «Яндекс» вводится маркировка. Это зеленый кружок, который будет виден рядом с сайтом, признанным легальным, рядом с ним надпись «Реестр ЦБ РФ». Ранее подобную процедуру маркировки провели для сайтов микрофинансовых.

 Полис полису рознь

Для защиты автолюбителей изменился и полис ОСАГО. С 1 января 2018 года на нем появился QR-код. С его помощью владельцы смогут проверить подлинность. При использовании QR-кода будет открываться страница, где владелец сможет увидеть номер страхового свидетельства, период страхования, марку и номер застрахованного транспортного средства, а также данные на владельца. Однако по существующему законодательству страховщикам разрешено использовать старые полисы вплоть до 1 июля.

– В сами полисы страховщики теперь обязаны вписывать размер страховой премии, а также указывать формулу, по которой велся расчет и какие коэффициенты применялись. Кроме того, страховые компании должны отражать в полисах коэффициент бонус-малус каждого допущенного лица к вождению застрахованной машиной, – говорит Евгений Борисович.

– Принято считать, что в полис могут быть вписаны только пять человек?

– На самом деле закон не ограничивает число людей, которые могут быть вписаны в полис. Такое представление сложилось только потому, что в полисе есть пять строчек под фамилии. На самом деле при желании людей, вписанных в полис, может быть и больше, – поясняет Евгений Борисович.

 А если ДТП, то что?

Еще одно изменение, связанное с ОСАГО, вступит в силу летом 2018-го. С 50 до 100 тысяч рублей увеличивается размер ущерба по европротоколу. С одной стороны, оно облегчит жизнь ряда водителей, с другой – может вызвать и негатив.

– Нужно помнить, что европротокол составляется при условиях: в ДТП приняли участие два автомобиля и пострадали только машины, между водителями нет разногласий, кто виновен и как произошла авария, и наконец, у обоих оформлено ОСАГО, – отмечает Евгений Борисович.

Извещение об аварии в свою страховую компанию должны направить как пострадавший, так и виновник. Причем документы должны быть направлены в течение пяти рабочих дней с момента ДТП.

– Если этого не произойдет, то страховщики вправе взыскать с виновника ДТП в регрессном порядке ту сумму, которую заплатили за ремонт машины. Сейчас страховые компании этим правилом активно пользуются. Поэтому самый простой способ избежать проблем, прийти в офис компании и передать извещение о ДТП или направить его заказным письмом, – отмечает Евгений Борисович.

Пострадавшему же следует помнить, что ремонтировать пострадавшее в аварии авто он может только через 15 дней после ДТП. До этого времени по первому требованию страховщика ему необходимо предъявить машину к осмотру.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4t7n/
Ярославльдорогицентральный банкОСАГО

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость