Механики нефтяной реки

Нефтепроводный транспорт считается самым выгодным, рентабельным. И на самом деле так. Не нужно рельсов и локомотивов, автострад с автопоездами. Идут трубы от места добычи до самого порога потребителя, если он на материке, если за морями, то прямо в порт.Вот только сама по себе нефть не потечёт на многие тысячи километров. Нефтяную реку в её стальном русле надо подгонять насосными станциями, направлять, соединять потоки.

Участок 1939 километров в однониточном исполнении ООО «Балтнефтепровод», по шоссе это 650 километров до последней НПС, обслуживает Ярославское районное неф­тепроводное управление. А ответственность за бесперебойную работу всего «железа» – огромного хозяйства из насосов, арматуры, механизмов – на всём пути следования нефти от ЛПДС «Ярославль» через нефтеперекачивающие станции «Ярославль-3», «Палкино», «Правдино», «Быково» и «Песь» лежит на службе главного механика ЯРНУ, которой руководит Олег Шуваев.

– Ни одна тонна нефти из ежегодно перегоняемых по «Балтнефтепроводу» (только на экспорт в Европу около 75 миллионов тонн) не пройдёт мимо наших насосов, – говорит Олег Юрьевич. – Все транспортные потоки завязаны на оборудовании, которое мы обслуживаем. Наше управление эксплуатирует более 70 подпорных и магистральных насосов, более 800 единиц запорной арматуры большого диаметра, оснащённой автоматикой и телемеханикой. Весь процесс перекачки контролируется по беспроводной и оптоволоконной связи.

Всё насосное оборудование регулярно, согласно графика ППР проходит курс технического обслуживания, текущего и среднего ремонтов в строго определённые сроки. Регламенты производства работ выдерживаются с точностью до нескольких часов. Насос наработал три тысячи часов, значит пора проводить диагностическое обследование и на его основании решать, выводить оборудование в ремонт или продолжать эксплуатацию.

За время нашей беседы с Олегом Юрьевичем ему не раз приходилось отвлекаться на телефонные звонки. Звонили выехавшие с ремонтниками инженеры выездных бригад. И судя по коротким ответам начальника, понимали его с полуслова. Инженеров в самом ОГМ всего пятеро. Двое в отпусках, а троих мы застали в кабинете за компьютерами.

– Задача отдела – поддер­жание оборудования в исправном состоянии и обеспечение безопасных условий труда для работников участка ремонта и наладки технологического оборудования (УРНТО) и насосных станций, на каждой из них тоже есть слесари-механики, – пояснил заместитель начальника отдела главного механика Вячеслав Никитин. – Вот сейчас инженеры нашего отдела Сергей Юферев и Владислав Танасийчук готовят для очередного ремонта проект производства работ, схемы вывода в ремонт и самого ремонта агрегата. Технологические схемы постоянно обновляются, стало быть, обновляем инструкции. Мы конт­ролируем производство ремонтных работ, применение новых материалов, новых технических устройств, обеспечение ремонтников специн­струментом.

– «Транснефть» в России – вторая передовая компания после «Газпрома», – добавляет Олег Шуваев. – У нас дей­ствует постоянная программа технического перевооружения и реконструкции объектов ООО «Балтнефтепровод». Всё то, что реконструируется или проходит капитальный ремонт, должно быть воплощено в схемах, картах, технологических процессах и инструкциях. Вот этим и занимается заместитель главного механика Вячеслав Владимирович Никитин со своими инженерами и всем комплексом обеспечения безопасности работ.

Состав механической службы стабильный и за последнее время практически не изменился. Всего 40 специалистов. Большая часть – люди среднего возраста, отработавшие в ЯРНУ от 1 до 25 лет.

Новых людей немного. Хотя объёмы перекачки нефти с 2000 года увеличились в шесть раз и НПС оснащались дополнительным оборудованием, механическая служба подросла за это время только на треть. Стало быть, почти весь рост обслуживания техники осуществляется за счёт повышения профессионализма и производительности труда.

Сам участок ремонта и наладки технологического оборудования (УРНТО) в небольшом, но светлом здании напротив управления в Щедрине.

Здесь 12 станков на все виды металлообработки.

За токарными станками застали Александра Верина и Евгения Фураева.

По отзывам начальника участка Сергея Акифьева, ветерана ЯРНУ с четвертьвековым стажем, Верин – ас в токарном деле. Здесь, в Щедрине, он десять лет, а до того работал токарем на судостроительном заводе, «Красном маяке». Родом он из Ростовского района и токарному делу учился в Семибратовском ГПТУ.

– На судостроительном было интересно, – признаётся Александр Алексеевич, – но десять лет назад корабелов, как и всю оборонную отрасль, кинули на произвол судьбы. А семью надо было кормить. Двое детей. Перепробовал несколько мест. А здесь понравилось. И условия труда, и зар­плата одна из самых приличных в городе, стабильность, существенный социальный пакет.

За три года до меня с судостроительного завода на этот участок пришёл мой приятель, классный токарь Евгений Фураев.

У него стаж токаря с 1969 года. Рассказал об условиях работы, мне понравилось.

– Социальная политика компании – не только стабильная заработная плата, по которой ЯРНУ находится в золотой середине по городу Ярославлю, – прокомментировал Шуваев. – Это и солидный пакет льгот: бесплатные путёвки для детей работников, почти бесплатные для работников путёвки в санатории и дома отдыха, материальная помощь к отпуску, медицинское обслуживание. Например, услуги стоматолога компания оплачивает за счёт добровольного медицин­ского страхования. И, конечно, подарки к приближающемуся Дню нефтяника, к Новому году.

Две трети коллектива – представители известных в ЯРНУ семейных династий. Например, работает в ЯРНУ Владимир Безроднов. Он здесь более четверти века. Инженер выезд­ной бригады. Все инженеры в УРНТО – специалисты с выс­шим образованием, нефтяники. Выпускники Ярославского технического университета, Уфимского нефтяного института или Московского университета нефти и газа имени Губкина. У кого не было высшего образования по профилю или имели среднее техническое, кто начинал со слесарей и вырос до инженера на производ­стве, как правило, за счёт компании получают дополнительное образование в этих вузах. И Безроднов учился в Губкин­ском университете по направлению от ЯРНУ.

Владимир Николаевич непосредственно занимается ремонтом магистрального, самого главного оборудования, которое и задаёт режим перекачки нефти.

Слесари в УРНТО тоже квалифицированные, многие закончили техникумы, вузы или учатся в вузах, как Сергей Быст­ров. У него был диплом сельхозакадемии, а сейчас получил специальность инженера-механика в Уфимском неф­тяном институте. В коллективе также есть признанные мастера своего дела (универсалы) – это В. Д. Лифинцев, Е. В. Парфёнов. Но какой бы ни был слесарь, хоть семи пядей во лбу, в составе выездной бригады обязательно есть инженер, отвечающий за безопасное, своевременное и качественное проведение всего комплекса работ. Ведь любое нарушение технологического процесса на нефтепроводе может привести к необратимым последствиям. Поэтому ничего не делается без контроля инженеров выезд­ных бригад, которые в свою очередь руководствуются регламентирующими документами компании.

В.Н. Безроднов сегодня за начальника участка. С. В. Акифьев в командировке на переподготовке. Владимир Николаевич, как многие здесь, – потомственный нефтяник. Родился в Лениногорске. Пяти лет от роду отец и мать привезли его в Ярославль. Оба работали в ЯРНУ. А в 1985 году Безроднов-младший стал, как и отец, инженером выездной бригады.

– Семейственность у нас поощряется, – замечает Олег Юрьевич. – Родители отработают, приходят дети, внуки. У нас это в порядке вещей, и по сути, мы редко берём людей со стороны, только специалистов по направлению из профильных вузов.

Шуваев и сам – пример именно такого подхода к кадрам, к их обучению и росту. Со слесарей КИП в Альметьев­ском нефтепроводном управлении УСЗМН до главного механика ЯРНУ прошёл путь, не пропустив ни одной ступеньки.

И тоже потомственный неф­тяник. Шуваевы родом из Альметьевска ТАССР. Отец, Юрий Алексеевич, всю жизнь проработал в «Транснефти», это управление северо-западными нефтепроводами, МН «Дружба». Начинал в Альметьевске, в Татарии. Потом его пригласили работать в «Верхневолжскнефтепровод» в г. Ярославль. Закончил трудовую деятельность начальником НПС «Ярославль-3» в Коромыслове. Мать, Людмила Павловна, тоже всю жизнь проработала в нефтяном транспорте, ушла на пенсию с должности энергодиспетчера Ярославского РНУ.

– Я поступил на работу в 1981 году в Альметьевское РНУ, – рассказывает главный механик. – Учился в Альметьевском нефтяном институте на вечернем факультете, получив диплом, работал инженером, ведущим инженером. Когда родителей пригласили в Ярославль, последовал за ними, устроился в линейную эксплуатационную службу, стал инженером отдела главного механика, затем инженером первой категории, заместителем главного механика и, наконец, руководителем всей механической службы Ярославского РНУ.

В ЯРНУ у Олега Юрьевича работают сестра Алла и старший сын Алексей. Теперь он и сам глава ещё одной династии нефтепроводчиков.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n30op/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость