Главное:

О мещанах и дворянах

Этот забавный эпизод вспомнился, когда на минувшей неделе В. Ерофеев в «Апокрифе» («Культура») собрал внушительную аудиторию, чтобы разобраться, что же такое мещанство и хорошо это или плохо – быть мещанином. Мнения были прямо противоположными. И неудивительно, потому что к мещанству у нас со времен советской власти очень непростое отношение. С одной стороны, мещане – это ведь всего­навсего одно из сословий в дореволюционной России. Не крестьяне, не дворяне, а ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы – одним словом, городские обыватели, мелкая буржуазия со своим жизненным укладом, скромными доходами и нередко узким кругозором, ограниченным собственным мирком – домом, семьей, непосредственным окружением. «Мой дом – моя крепость», а за пределами этой крепости мещанина мало что волнует, разве что события, которые прямо угрожают его бытию.

В таком виде мещанство вроде бы особых симпатий не вызывает, особенно у романтиков, для которых все эти мещанские мерлихлюндии вроде слоников на комоде, канареечек и занавесочек отдают зат­хлостью и серой скукой.

Советская власть и вовсе сделала мещанство бранным словом. Ну разве можно замыкаться в себе, когда вокруг такое делается! Самым тяжким обвинением обывателю тогда было: «Вы ставите личные интересы выше общественных!» Соглашаясь, мы все радостно пели вместе с Пахмутовой: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

Слыть мещанином было позорно, мещанские вкусы высмеивались и преследовались. Мне рассказывали об одном молодом человеке двадцатых годов, который, задумав поступить в вуз, опрометчиво надел рубашку с галстуком. Разумеется, его дружно провалили: классово чуждый элемент! Он пошел домой, снял галстук, расстегнул воротник, взъерошил волосы и снова пошел в приемную комиссию. Признали за своего и приняли как миленького...

На диспуте у Ерофеева кое­кто сгоряча причислил к мещанам и современных чиновников: им ведь тоже все «по барабану», кроме личного обогащения и душевного спокойствия. Но тогда получается, что к мещанству надо отнести едва ли не все население России. Пол­страны тоскует по «сильной руке» и считает, что при сталин­ском режиме хорошего было больше, чем плохого. Права человека – пустой звук для огромного количества россиян. Все меньше наших граждан заглядывает в книжные магазины, а если читает, то дешевые детективы и дамские «р`оманы», а слащавые сериалы и всякие телеразвлекаловки пользуются массовым успехом – словом, налицо все признаки мещан­ства.

Но есть ведь и другая сторона, и о ней тоже говорили на диспуте. Посмотреть, так у нас как раз мало настоящих мещан. Мы – «неполные мещане», мы еще не поняли, как это важно – обрести мир и покой в собст­венной семье, мы еще не до конца освободились от лживых и фальшивых лозунгов демагогов, которым надо было как­то оправдать всеобщую бедность и вместо благополучия «здесь и сейчас» позвать к светлым горизонтам коммунизма, а они, как известно, отдаляются по мере приближения к ним.

В самом деле, быть может, начать надо со строительства благополучия у себя дома, а потом уж думать о высоких материях? Глядишь, и эти высокие материи тем самым станут выглядеть менее призрачными. Недаром ведь говорят, что материальное благополучие придет к нам вместе с появлением среднего класса, который у нас пока что в зародыше.

И, может статься, не стоит так уж смеяться над женщиной, о которой рассказывали на встрече: она разлюбила жениха за то, что он, приходя к ней в гости, то царапал полированный стол, то разбивал какой­то бокал. Эта женщина – мещанка в первом поколении, у нее впервые появился дорогой стол, своя скромная квартирка, крошечная, но не коммунальная кухня, вот она и держится за все это как за спасительный якорь. Здесь, на личном пятачке, она обрела чувство собст­венной значимости, ощутила себя достойным членом общества. «Мещанин кончается там, где начинается площадь». Не нужна ему площадь, если это не жилая площадь его квартиры – простите за плохой каламбур. Пожелаем ей, как говорится, «успехов и счастья в личной жизни».

Но вот беда: бывает, что мещанин сатанеет от череды личных неудач, ненависть гонит его на эту самую площадь, и тогда он становится погромщиком, революционным фанатиком, а то и террористом. Мещанин залезает на трибуну и превращается в какого­нибудь там Анпилова, Бабурина или Жиринов­ского. Он взывает к низменным инстинктам соотечественников и ведет их к восстаниям и погромам. И ведь добивается успеха! В прошлый четверг в очередной передаче В. Соловьева «К барьеру!» Жириновский просто перекричал вполне вменяемого Марка Урнова и тем завоевал зрительские симпатии, победив с разгромным счетом. А ведь тем, кому удалось вслушаться, было очевидно, что опытный демагог всего лишь выкрикивал никак не связанные между собой лозунги, имеющие отношение к предмету спора не больше, чем божий дар к яичнице.

Вот так и возникает феномен мещанина во дворянстве, когда мещанин – об этом говорили в ходе дискуссии – встает на цыпочки, тянется к недостижимым для него высотам и таким образом становится просто опасным. Чаще всего его тянет к национал­социализму, тому, что мы неточно называем фашизмом.

Словом, сложно все это. Истина, как ей и положено, находится где­то посередине, между двух крайностей. Наверное, быть мещанином не стыдно – при условии, что ты все­таки знаешь цену вещам, если они для тебя только средство, а никак не цель жизни. А то ведь что получается? Вот вы ухватили какой­то желанный предмет правой рукой, потом другой предмет – левой, прижали подбородком третий, наступили ногами на четвертый... И что вы теперь будете делать, когда надо будет протянуть руку помощи другу?

И каким контрастом выглядит на фоне этой безрадостной картины наша национальная гордость – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, интервью с которым А. Караулов в «Моменте истины» (ТВЦ) показал нам за несколько дней до диспута о мещанстве. Какое благород­ство, какое достоинство у человека, которого советская власть упекла на много лет в Соловки за участие в студенческом философском кружке! Какое спокойное чувство юмора светилось в его глазах, когда он говорил, что, оказывается, если на свободе он разговаривал на философские темы в своем кружке только два часа и раз в неделю, на Соловках он мог это делать ежедневно и на протяжении всей рабочей смены.

И это почти не было шуткой: в тюрьме, на нарах с уголовниками, он продолжал филологические наблюдения и по выходе написал две статьи о воровском жаргоне, опередившие современную ему науку, до сих пор сохранившие свое значение.

Лихачев был верующим человеком. И когда интервьюер спросил у него, как уживается его вера с тем ужасом, который он видит вокруг, последовал спокойный ответ: «Я задумался об этом еще в молодости. И мой ответ: ужас потому, что существует дьявол». «Вы верите в дьявола?» – изумляется Караулов. «Конечно, – следует твердый ответ. И после небольшой паузы: – А Бог не заслуживает любви, если он не страдает».

И вот мы видим на экране последние, предсмертные кадры: сгорбленный, с трудом передвигающий ноги Лихачев бредет куда­то мимо нас, и оператор крупным планом дает его гордый, благородный старческий профиль. У женщин подобные профили были в старости у Екатерины Второй и у Анны Ахматовой, а у мужчин их можно встретить разве что на монетах императорского Древнего Рима.

Да он и был императором в глазах всех, кто его знал.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3fta/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость