Главное:

«Руки чистые, руки грязные...»

Вот в летнем лагере под Ульяновском детей напоили кефиром, и «Дежурная часть» (телеканал «Россия») показывает нам больницу, в которой теперь эти дети проведут большую часть каникул. Кто­то руки не помыл, надо думать. А вот мы видим, как городской чиновник потребовал три с половиной миллиона «отката» за право некоей фирмы получить выгодный заказ. Не слабо, а? «Уберите прессу!» – требует этот товарищ, стоя между клеткой в зале суда и телекамерой. Боится, что создастся предвзятое мнение о его особе. Ох, создастся. Уже, собственно, создалось. Хотя в случае с детьми доказать прискорбный факт нарушения правил гигиены будет куда как легче, чем в случае с взяточником, ибо даже меченые деньги – еще не доказательство грязных рук: а может, их чиновнику подкинули? Мало ли у него завистливых недоброжелателей! Которым пару­тройку миллионов в кармане принести к нему в кабинет – раз плюнуть!

Следующий сюжет из этой же передачи: снова хрустят под гусеницами бульдозера бутылки с вином, признанным контрафактной продукцией. Между прочим, это ведь проблема: перебить стеклянные бутылки легко, а вот с пластмассой что делать? Не давится проклятая! Но что интересно: при этой раздирающей душу выпивох экзекуции присутствуют и собственники сей ароматной продукции, скучными голосами подтверждающие, что тут, оказывается, уйма пестицидов и прочей гадости, так что правильно нас наказывают... И лица у них при этом... но не будем про грустное.

Да и все бы ничего, только раньше уже нам говорили, что пестициды обнаружить в готовом вине невозможно, и, кроме того, у нынешних вконец обнищавших грузинских и молдав­ских виноделов денег на пестициды давно нет, и они о них уже не один год только мечтают. Так что получается, что у кого­то в этой винной истории опять грязные руки, да? По эту сторону границы.

Слушайте, а это ведь идея: на днях «Северный край» сообщил, что у нас в области в лесах и на полях валяются горы невостребованных пестицидов, отравляющих все вокруг. И никто не знает, что с ними делать. Так давайте их отдадим в Грузию и Молдавию, все равно их вина нам не пить, так что пусть суют эту отраву куда хотят и в любом количестве! Пусть приезжают со своей тарой, и... ярославские экологи будут в восторге.

Впрочем, это все по большому счету сущие пустяки по сравнению с телесюжетом о печально знаменитой подводной лодке К­19, на борту которой в свое время едва не произошел ядерный взрыв, который мог привести к третьей мировой войне. История уже известная, но тут нам рассказали кое­какие леденящие душу подробности. О том, как моряки пожертвовали жизнью, работая в смертельно опасной зоне, как их потом отправляли домой в свинцовых гробах, а родственникам сквозь зубы цедили: «Их током убило!» Между прочим, на берегу о трагедии знали, и когда с борта подлодки спрашивали, что делать, им издевательски советовали есть побольше фруктов и пить соки. А в распоряжении моряков была одна хлорированная, плохо очищенная вода. И никаких защитных костюмов, одни бесполезные противогазы... Вот уж где грязь так грязь, тут не одни только руки у чиновников в грязи, да и грязь почему­то красного цвета...

На предложение отметить моряков как героев, спасших мир от войны, Хрущев отрезал: «За аварию героев не дают!» А теперь вот идет речь о представлении их к Нобелевской премии мира – это через сорок­то пять лет после подвига. Чьи гнусные руки заслоняли героев от заслуженной чести? В лицо бы им посмотреть.

«Северный край» уже писал, что одним из этих подводников был наш земляк Валерий Харитонов, что о нем снял фильм Рэм Юстинов, что есть решение установить в Ярославле памятник герою. Приятно знать, что у нас есть и чистые руки. Другое дело, что, как говорится, дорого яичко ко Христову дню.

А на «Культуре» – сериал «Похищение Европы». Известно, что Гитлер увлекался живописью, но Венская академия художеств имела неосторожность отвергнуть его ничем не примечательные творения. Между тем кто знает, как все сложилось бы, получи Гитлер признание как художник! Но фюрер, хоть и сменил хобби, остался неравнодушным к искусству. Вкус у него, судя по всему, был невысокий, обывательский, и тем не менее во время войны тысячи бесценных сокровищ искусства поменяли хозяев: немцы вагонами вывозили наше культурное достояние, а потом на Восток шли вагоны с произведениями искусства из музеев Германии. До сих пор в Германии нет­нет да и всплывут отдельные картины и наши лучшие иконы. В российских же музеях и сегодня хранится огромное количе­ство экспонатов из немецких коллекций.

Вот и вопрос: что со всем этим добром делать? Немцы в основном согласны отдать нам все, что мы у них там обнаружим. Наши склонны считать, что все немецкое, что находится на нашей территории, – это военные трофеи. За переданное нам немцами – спасибо, а сами мы ничего отдавать не будем. По международному праву вроде бы отдавать надо, но жалко же. Тем более что немцы нам все равно многое не вернули, а многое и не вернут просто потому, что все это взор­вано, утоплено, сожжено.

И снова встает проблема чистых и грязных рук. Ах, если бы удалось доказать, что наши руки в этом вопросе чистые, как свежевыпавший снег! Пока, честно говоря, получается не очень. Богатства­то ведь принадлежат немецкому народу, а не нацистам.

Вот в отношении Дрезден­ской галереи мы, безусловно, чисты. Нашли в скверном состоянии, вывезли, тщательно отреставрировали и вернули. Себе позволили только выставку в Москве. Наши думцы кипятятся: не отдавать больше ничего! Не отдавать и все! Было ваше, стало наше.

Из сериала выясняются многие детали, о которых у нас до сих пор говорить было не принято. О том, как наши искусствоведы искали и находили пропавшие в Германии культурные сокровища, как их отдавали владевшие ими немцы. Как вернулись к нам почитающиеся чудотворными святыни – икона Тихвинской Божией Матери и Покрова Богородицы из Пскова. Кстати, последнюю икону, самую почитаемую в Пскове, московские церковные власти вознамерились было не возвращать в псковский храм и только недавно уступили, вняв возмущению кого? Правильно, немцев.

А о том, кто взорвал величайший шедевр славянской истории, архитектуры и живописи – Успенский собор в Киеве, оказывается, до сих пор спорят историки. Похоже, что немцы, но есть небезосновательное подозрение, что это совсем­совсем другая сторона... А уж кто организовал вспыхнувшие в городе пожары и кто мешал немцам их тушить, было известно давно.

Из этого же сериала мы узнали историю еще одного героя – искусствоведа из Великого Новгорода Василия Сергеевича Пономарева, который, увидев, что подавляющее большинство наиболее ценных новгородских икон остается в городе, куда входят немцы, принял решение остаться и попытаться спасти то, что можно. Немцы же, оказывается, считали, что исторически Великий Новгород – это вовсе не русский, а древний ганзейский город, и потому позволили Пономареву сохранить значительную часть городских сокровищ. Пару месяцев он даже исполнял обязанности бургомистра. Когда же немцы были выбиты из города, Пономарев, понимая, что советская власть теперь сочтет его предателем, уехал на Запад и увез с собой шестьсот самых ценных икон. Большая часть их сегодня снова в наших музеях, а их спаситель умер в безвестности и нищете. Иконы, которые Пономарев не сумел вывезти, в большинстве своем погибли в сгоревшем Новгороде.

Так что, как видим, все идет своим чередом. Мерзавцы совершают мерзкие поступки, благородные люди – поступки благородные. Как писал Окуджава: «О, были б помыслы чисты, а остальное все приложится...»

Что ж, будем ждать, пока приложится.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3fno/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость