Главное:

...Под розовым дождём

Возможно, подарком бойкому «младенцу» было продемон­стрированное накануне равенство с крупнейшими россий­скими телеканалами – Первым, «Россией», НТВ и «Рен-ТВ». Главный редактор «Дождя», молодой Михаил Зыгарь, принял участие в интервьюировании Президента Д. А. Медведева и по ходу общения был назван последним «Мишей»: во-первых, обозначена возрастная дистанция, во-вторых, продемонстрирована приобщённость юноши к высшей политической сфере. А, может быть, и наоборот: во-первых, – приобщённость.

Надо отметить, что сами ребятки, работающие – если это можно назвать таким словом – на юном телеканале, постоянно демонстрируют именно эту особенность своего существования. Они не просто в центре или в гуще событий, они, кажется, сами себя, причём только себя и чувствуют событием. Одним, большим и замечательным. Особенно замечательным, потому что у них всё происходит явно в первый раз, как на детском празднике в кафе фаст-фуда: на ярко-розовом фоне, либо с такими же, цвета платьиц куклы Барби, поверхностями столов, за которыми ведут многозначительные дискуссии о взаимоотношениях церкви и государ­ства, с такими же фонами заставок и логотипов.

Их поздравляют с именинной датой предметы и люди; к примеру, треугольник тортика от «Билайна» или старательно поющий на своём неизменном английском «Happy birthday» журналистский дуайен Познер. Они ведут прямой эфир с крыши дома в центре Москвы, и это не арендованная площадка, а крыша того здания, где располагается комплекс «Дождя». Они раздают мороженое у только что заработавшего московского фонтана. Они совмещают рекламный формат (ролик сделан в рамках «реверанса» виски Grant’s, поэтому предупреждение о вреде алкоголя аккуратно выставлено в кадре) с милыми человечными историями о городской жизни, а ведущим, не менее мило возникающим в начале и конце рекламы, является мужественно приветливый актёр Сергей Чонишвили.

Кроме того, они вполне серьёзно делают перестановки в российском правительстве, отлепляя и прилепляя фотографии нынешних и возможных будущих министров; совсем как участники познавательной игры в детском садике прилепляют изображения птичек или зверюшек в зоологическом лото.

О последнем опыте, показанном в вечернем эфире «Дня дождения», в программе с не слишком оригинальным названием «Здесь и сейчас», следует рассказать подробнее. Сама программа весьма явственно напоминает давние перестроечные опыты Эдуарда Сагалаева и других тележурналистов рубежа 1980 – 1990-х годов, являясь помесью ток-шоу (молодёжь, фронтально, даже не на «трибунах», как это обычно делается сегодня, и не на лестнице, как это было давно, усаженная в павильоне) и аналитического формата. Ребята играют в своего рода полит-рулетку, показывают полит-фокусы, предлагая своим же партнёрам-ребятам вытягивать из шапки «бумажки с губернаторами». Всё у этой программы – свободное (чем она подкупает немало взрослых, опытных и когда-то мечтавших о свободе мысли и слова зрителей), но не просто свободное, а в выс­шей степени необязательное. Формат – необязательный, то чуть подольше, то чуть покороче. Ссылки – на неоглашаемые источники. Сленг вместо терминов, намёки вместо фактов.

Но, видимо, ребята усвоили материал, полученный на модных ныне тренингах: неважно, правда или ложь, проверенные сведения или случайный вымысел будут произнесены; важно то, насколько это будет сделано уверенно и бойко, а главное – легко («легше!», «веселее!», «проще!», «не задумывайтесь сами и не давайте задумываться публике!»). Из шапки легко и бойко вытащили два (из пяти заготовленных) листка, между прочим, глянцевых, формата не менее А3. На сложенных в несколько раз и потому успевших измяться листках – фотографии российских губернаторов, которым, по сведениям, доступным «Дождю», в ближайшее время предстоит уйти с их постов. Сначала пошёл в дело губернатор Самарской области, о котором ведущая барышня слегка запинаясь, но приветливо улыбаясь, сообщила, что работает он замечательно, но что-то у него в Тольятти с выборами было не так. Вторым оказался губернатор Ярославской области, про которую (область, а не губернатора) было с подмигиванием и намекающей уже не улыбкой, а ухмылкой сказано, что туда недавно ездили «мы все», поскольку всем было интересно. Что интересно, почему интересно – это не тот вопрос, на который юные журналисты «заморачиваются отвечать». Однако то, что в профессиональной среде называется «разрешённой смелостью», было продемон­стрировано в полной мере, поскольку ребята услышали накануне днём и актуализировали в этот вечер критику в адрес ярославского губернатора со стороны Президента страны – с которым (как было упомянуто выше, на радость поклонникам и покровителям молодого канала) накануне встречался их главный редактор.

После короткого пребывания под праздничным розовым и доступным значительной части России «Дождём» ярославский телеэфир праздничного Первомая изумил своим глухим и зашоренным состоянием. Нет, не благостного или просто лёгкого состояния духа ожидалось, ибо у региона есть проблемы, а репутацию его просто для решения своих информационных и иных задач едва ли не радостно продолжают подтачивать федеральные и иные неместные каналы. Но – хотя бы информация о жизни города? О действиях профсоюзов или иных общественных сил? Помнится, прямые репортажи или информационные выпуски на «Гортелеканале» шли обычно в такие дни. А тут – переключаю каналы, перехожу с «России 24», где только что показали, естественно, в прямом эфире, встречу Д. А. Медведева и В. В. Путина с москвичами, густую толпу с, между прочим, розовыми веточками, лихой лозунг «Весна пришла. Болото высохло», – на каналы ярославские. И – ничего «про нас». А на «Гортелеканале» и вовсе едва ли не симптоматичные драки-погони любезных политтехнологам средней руки Тома и Джерри. Добро утро, невидимый Ярославль! До свидания, бойкий, видимый многим «Дождь»!

Да, впечатляет на фоне прежних клише и неудач, причём далеко не только телевизионных, работа юного телеканала «Дождь». И пусть источник его финансирования тщательно вуалируется, хотя и легко предполагается. Но направленность канала на формирование лёгких, окрашенных в розовый цвет даже не надежды, а эйфории от этой самой лёгкости пробежек, прыжков, – отличный образец умелого воздействия продавцов воздуха на любителей сквозняков. А то, что на сквозняке можно простудиться, вдохнуть пыль или просто испачкаться, – неважно. Дождь смоет, тем более розовый.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n32my/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость