Красота, добытая из-под семи слоёв
Работы, проведённые бригадой под руководством художника-реставратора Евгения Александровича Чижова, получили единодушное одобрение.
Речь идёт о здании бывшего планетария на улице Трефолева. Первые камни в основание этой церкви были заложены в мае 1820 года. В 1821 году она вместе с двумя своими приделами в основном была готова, ещё через год на неё и построенную к тому времени колокольню были подняты кресты.
В советские годы церковь использовалась не по назначению, лишь год назад она была возвращена Русской православной церкви.
Когда храм освобождали от деревянных перегородок и конструкций, оставшихся от планетария, настоятельница Казанского монастыря игуменья Екатерина в нашем разговоре упомянула об особом значении этой церкви для верующих. Во-первых, в отличие от Казанского собора она тёплая. Во-вторых, трудно переоценить её сакральное значение: построенная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, она относится к особо почитаемым храмам России. Считается, что тем самым Божья Матерь простирает свой покров над городом и его жителями. Кроме всего этот храм имеет важное градостроительное значение: когда-то здесь был ещё один вход в монастырь, Покровский храм стоит на месте маленькой надвратной церковки.
Работы по восстановлению росписей были начаты вскоре после этого разговора. И вот всего за год усилиями замечательных мастеров ООО «Ярославская художественная мастерская «Реставратор» храм внутри засиял всеми красками.
Первоначально Покровская церковь была расписана в 1828 году одним из крупнейших мастеров того времени Тимофеем Медведевым. Позднее её подновляли, ещё позже закрашивали: религиозные сюжеты не должны были смущать новых обитателей здания. В архиве есть сведения о семи слоях масляной краски, обоев и других наслоений.
Художники-реставраторы во главе с Евгением Александровичем Чижовым вскрыли малярную покраску и раскрыли живопись до слоя 1894 года. Стало ясно, что она представляет собой сплошные
росписи маслом, сделанные высокопрофессиональными мастерами, авторство которых пока не установлено. В целом сохранность живописи оказалась неплохой, хотя в одной из композиций от 40 до 60 процентов её, к сожалению, утрачено, их реконструировали по аналогам того времени. Начальная живопись Тимофея Медведева, выполненная клеевыми красками, осталась под этим слоем – как было сказано, сохранность её весьма проблематична, поэтому она перейдёт будущим поколениям реставраторов.
Члены реставрационного совета, возглавляемые искусствоведом, федеральным экспертом Татьяной Львовной Васильевой, отметили высокое качество работ, проведённых в кратчайшие сроки параллельно с соответствующими научными исследованиями. Было высказано пожелание и то и другое продолжить, похоже, живопись сохранилась не только под куполом, но и на стенах.
Специалисты подчеркнули тот факт, что реставраторы во многом шли нехожеными путями. Имея богатейший опыт работы с древними росписями, они по сути впервые столкнулись с более поздней настенной живописью и тем не менее в очередной раз подтвердили свой высокий класс. Несмотря на все сложности последних лет, в Ярославле сохранена школа реставрации монументальной живописи, и это одно из достояний не только города, но и всей России.
От имени тех, кто принимал выполненную работу, проникновенно высказалась игуменья Екатерина. Она поблагодарила всех, кто сделал это возможным. По её словам, на восстановление живописи требовались средства, которые находились за рамками возможного, но с помощью владыки Пантелеимона и губернатора Сергея Николаевича Ястребова они были найдены. В самое трудное время руку помощи подал, как всегда, главный благотворитель монастыря, председатель совета директоров компании «Техуглерод» Вадим Юрьевич Орлов.
– Ну а главное – низкий поклон реставраторам, – сказала она. – Они выполнили работу в поистине экстремальные сроки и с самым высоким качеством. То, что они сделали для нас, – большая духовная помощь. Мы уже отслужили тут первую литургию.
Восстановление храма продолжается, в чём члены реставрационного совета могли убедиться лично. Пока шло обсуждение восстановленной живописи, рабочие продолжали монтировать рамы на фигурные проёмы храма. Рамы, по специальным чертежам изготовленные на уже упомянутом «Техуглероде», высоко под потолком устанавливали посланцы того же предприятия.
В ближайших планах реставраторов – восстановление иконостаса. Храм пока в лесах, но, хочется верить, пройдёт совсем немного времени, и ярославцы увидят его во всей красе.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2xuu/
Комментарии: