Улицы-герои Ярославля. Он уничтожил несколько самолетов фашистов, а его имя стало нарицательным

«Ярославский регион» начинает проект «Улицы-герои Ярославля», он посвящен героям Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы Ярославля. Мы намерены еще раз вспомнить и рассказать о людях, совершивших подвиг, о том, что они сделали для того, чтобы мы жили.

Улицы-герои Ярославля. Он уничтожил несколько самолетов фашистов, а его имя стало нарицательным
Поезжай до Кривова, сверни на Чкалова, не забудь, тебе на Ляпидевского – часто ли, называя улицы Ярославля, мы знаем, в честь кого они названы? Большинство ответит отрицательно. Возможно, скажем, в честь героя. А какого, что он сделал, и почему его наградили? Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, тех, кто мог рассказать, что тогда было. Впрочем, топонимика сохранила для нас имена героев.

Незадолго до Дня Победы «Ярославский регион» начинает проект «Улицы-герои Ярославля», он посвящен героям Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы Ярославля. Мы намерены еще раз вспомнить и рассказать о людях, совершивших подвиг, о том, что они сделали для того, чтобы мы жили. Одной из первых мы расскажем об улице Кривова во Фрунзенском районе.

Улица Кривова получила свое нынешнее название в 1965 году. Тогда страна готовилась отпраздновать 20-летие Победы. В Ярославле было решено увековечить имя уроженца Ярославской области – Героя Советского Союза Николая Кривова.

Мечты о небе

Николай родился в Ростовском районе в селе Гаврилково в мае 1922 года в семье крестьян. Когда Коле было 14 лет, семья перебралась в Ярославль и обосновалась в районе Суздальского поселка. Мальчик пошел учиться в школу №16, параллельно занимался в аэроклубе.

В 1940 году Николаю Кривову пришла повестка, его призвали в армию. Занятия в аэроклубе не прошли даром. Руководство аэроклуба рекомендовано Ярославскому ВРК направить Кривова в Свердловскую авиашколу первичного обучения, затем для специализации его направили в Энгельскую военную авиашколу пилотов. Как позже отмечали учителя, курсант Кривов оказался способный – вскоре он стал старшиной звена, а потом и летной группы.

Когда началась война, Николай еще учился. Только после окончания училища и нескольких месяцев работы в тылу – будущий герой перегонял машины – он был направлен на фронт. Но прежде чем совершить первый вылет, прошел курс в учебно-тренировочном полку, осваивая самую опасную профессию среди летчиков – штурмовика.

В архиве Министерства обороны сохранился документ о призыве и первом подвиге: «Лейтенант Кривов пришел в полк в август 1942-го, только окончив школу, не имея опыта в боевой работе. Он пришел в полк летчиком».

 Дерзость

Первый боевой вылет для Кривова начался с боевого крещения. 11 сентября 1942 года летчик вместе с напарниками с воздуха поддерживал наземные войска, которые направлялись в сторону Воронежа. Завязался воздушный бой. Противник подбил самолет Кривова, осколки снаряда перебили тросы управления. Чудом летчик сумел справиться со штурвалом и разбить три зенитные точки и поджечь две грузовые машины.

«За производство шести таких боевых вылетов с полной боевой нагрузкой 600 килограммов в декабре 1942 награжден орденом Отечественной войны 2-й степени» – гласит выписка из наградного листа.

Позже на счету 20-летнего лейтенанта были 12 разведывательных полетов, во время которых командование смогло получить данные о сосредоточении противника, их перегруппировках и продвижении резервов. Удалось штурмовику зимой 1943-го обнаружить и аэродром фашистских войск под Белгородом. На бреющем полете он атаковал самолеты противника. Трижды летчик заходил над аэродромом под огнем зенитной артиллерии, а потом скрылся в облаках.

«Это была дерзость, и из этой дерзости родилась победа», – представляя к награде подчиненного, писал командир.

 «Черная смерть»

День за днем истребители взмывали то на разведку, то для прикрытия своих. Редкий вылет обходился без воздушного боя.

В июне 1943 года лейтенант на своем самолете, оставив прикрытие, отправился на разведку и нарвался на немецкие истребители. Завязался бой. Самолет Кривова оказался изрешечен пулями, правая плоскость была полностью отбита, а сам летчик ранен в голову, но он смог сбить один из вражеских истребителей и уйти от второго.

Через месяц началась Курская битва. По три раза в день штурмовики взмывали в небо, чтобы поддержать с воздуха наступление войск на земле. Опасность поджидала везде.

12 июля Кривов на Ил-2, который советские летчики ласково называли «илюшка», а немцы – «черной смертью», возвращался с задания, когда его атаковали шесть мессершмитов. Перед лейтенантом, которому только исполнился 21 год, встал выбор: спасти ведомых и принять огонь на себя или спастись самому.

«Машина была изранена, в кабину било масло, осколком снаряда Кривов был ранен в голову, кровь заволокла глаза», – писал командир в том же донесении. В неравном бою лейтенант сбил еще один истребитель противника. Все самолеты вернулись на аэродром. В августе 1943-го за 45 аналогичных вылетов Николая Кривова наградили вторым орденом Красного Знамени. После этого был еще 31 боевой вылет, а имя молодого лейтенанта стало нарицательным.

К высшей награде

К осени 1943-го начались битвы на Днепре. К этому времени Кривов уже стал заместителем командира эскадрильи. В воздух он выводил по 18 истребителей.

6 октября группа из 18 Ил-2 взмыла в воздух. Перед ними было поставлено особо важное боевое задание – войска формировали Днепр и уже закрепились на правом берегу, истребители должны были с воздуха прикрыть наступление и помочь расширить плацдарм и уничтожить позиции противника.

Еще при подходе эскадрилью атаковали фашисты. Оценив ситуацию, Кривов стал по рации перестраивать самолеты в новый порядок. Атака началась. Три шестерки штурмовиков на разных высотах с интервалом в несколько минут атаковали цель. В итоге противник лишился 21 машины, 4 зенитных точек, 6 дзотов и 80 бойцов. Через два дня Кривов со своими истребителями совершил аналогичный вылет. А потом 12, 13, 21 и 22 октября.  

«За успешное выполнение 92 боевых заданий, уничтожение техники и живой силы противника, лично сбитые 2 самолета противника, мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, достоин высшей награды – присвоения звания «Герой Советского Союза» – гласит наградной лист за номером 12593.   

 Один против четырех

В день освобождения Киева от гитлеровцев Николай Кривов возвращался на аэродром с боевого задания. У хутора Каплица советские истребители атаковали четыре вражеских самолета.

Немцам удалось в самом начале боя сбить ведомый самолет. Кривов остался один против четырех мессершмитов, которых в советских войсках прозвали «стервятниками». В неравном бою ему удалось сбить 2 самолета противника, но и сам Кривов вместе с напарником стрелком Василием Коныревым были ранены.

До линии фронта дотянуть «горбатый» не смог. С трудом Кривов посадил самолет на фюзеляж в овраге. Несмотря на перебитые ноги, стрелок смог вытащить командира и спрятать в близлежащих кустах. На руках напарника через несколько минут Николай Кривов скончался.

Под покровом ночи, опасаясь немцев, жители близлежащей деревни Западинка погребли летчика. А через двое суток после освобождения Васильково Красной армией Николая Кривова перезахоронили с воинскими почестями.

 Фото с порталов «Мемориал», «Память народа» 

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4tps/
ЯрославльКраеведениеФрунзенский

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость