Улицы-герои Ярославля. Он уничтожил несколько самолетов фашистов, а его имя стало нарицательным
Незадолго до Дня Победы «Ярославский регион» начинает проект «Улицы-герои Ярославля», он посвящен героям Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы Ярославля. Мы намерены еще раз вспомнить и рассказать о людях, совершивших подвиг, о том, что они сделали для того, чтобы мы жили. Одной из первых мы расскажем об улице Кривова во Фрунзенском районе.
Улица Кривова получила свое нынешнее название в 1965 году. Тогда страна готовилась отпраздновать 20-летие Победы. В Ярославле было решено увековечить имя уроженца Ярославской области – Героя Советского Союза Николая Кривова.
Мечты о небе
Николай родился в Ростовском районе в селе Гаврилково в мае 1922 года в семье крестьян. Когда Коле было 14 лет, семья перебралась в Ярославль и обосновалась в районе Суздальского поселка. Мальчик пошел учиться в школу №16, параллельно занимался в аэроклубе.
В 1940 году Николаю Кривову пришла повестка, его призвали в армию. Занятия в аэроклубе не прошли даром. Руководство аэроклуба рекомендовано Ярославскому ВРК направить Кривова в Свердловскую авиашколу первичного обучения, затем для специализации его направили в Энгельскую военную авиашколу пилотов. Как позже отмечали учителя, курсант Кривов оказался способный – вскоре он стал старшиной звена, а потом и летной группы.
Когда началась война, Николай еще учился. Только после окончания училища и нескольких месяцев работы в тылу – будущий герой перегонял машины – он был направлен на фронт. Но прежде чем совершить первый вылет, прошел курс в учебно-тренировочном полку, осваивая самую опасную профессию среди летчиков – штурмовика.
В архиве Министерства обороны сохранился документ о призыве и первом подвиге: «Лейтенант Кривов пришел в полк в август 1942-го, только окончив школу, не имея опыта в боевой работе. Он пришел в полк летчиком».
Дерзость
Первый боевой вылет для Кривова начался с боевого крещения. 11 сентября 1942 года летчик вместе с напарниками с воздуха поддерживал наземные войска, которые направлялись в сторону Воронежа. Завязался воздушный бой. Противник подбил самолет Кривова, осколки снаряда перебили тросы управления. Чудом летчик сумел справиться со штурвалом и разбить три зенитные точки и поджечь две грузовые машины.
«За производство шести таких боевых вылетов с полной боевой нагрузкой 600 килограммов в декабре 1942 награжден орденом Отечественной войны 2-й степени» – гласит выписка из наградного листа.
Позже на счету 20-летнего лейтенанта были 12 разведывательных полетов, во время которых командование смогло получить данные о сосредоточении противника, их перегруппировках и продвижении резервов. Удалось штурмовику зимой 1943-го обнаружить и аэродром фашистских войск под Белгородом. На бреющем полете он атаковал самолеты противника. Трижды летчик заходил над аэродромом под огнем зенитной артиллерии, а потом скрылся в облаках.
«Это была дерзость, и из этой дерзости родилась победа», – представляя к награде подчиненного, писал командир.
«Черная смерть»
День за днем истребители взмывали то на разведку, то для прикрытия своих. Редкий вылет обходился без воздушного боя.
В июне 1943 года лейтенант на своем самолете, оставив прикрытие, отправился на разведку и нарвался на немецкие истребители. Завязался бой. Самолет Кривова оказался изрешечен пулями, правая плоскость была полностью отбита, а сам летчик ранен в голову, но он смог сбить один из вражеских истребителей и уйти от второго.
Через месяц началась Курская битва. По три раза в день штурмовики взмывали в небо, чтобы поддержать с воздуха наступление войск на земле. Опасность поджидала везде.
12 июля Кривов на Ил-2, который советские летчики ласково называли «илюшка», а немцы – «черной смертью», возвращался с задания, когда его атаковали шесть мессершмитов. Перед лейтенантом, которому только исполнился 21 год, встал выбор: спасти ведомых и принять огонь на себя или спастись самому.
«Машина была изранена, в кабину било масло, осколком снаряда Кривов был ранен в голову, кровь заволокла глаза», – писал командир в том же донесении. В неравном бою лейтенант сбил еще один истребитель противника. Все самолеты вернулись на аэродром. В августе 1943-го за 45 аналогичных вылетов Николая Кривова наградили вторым орденом Красного Знамени. После этого был еще 31 боевой вылет, а имя молодого лейтенанта стало нарицательным.К высшей награде
К осени 1943-го начались битвы на Днепре. К этому времени Кривов уже стал заместителем командира эскадрильи. В воздух он выводил по 18 истребителей.
6 октября группа из 18 Ил-2 взмыла в воздух. Перед ними было поставлено особо важное боевое задание – войска формировали Днепр и уже закрепились на правом берегу, истребители должны были с воздуха прикрыть наступление и помочь расширить плацдарм и уничтожить позиции противника.
Еще при подходе эскадрилью атаковали фашисты. Оценив ситуацию, Кривов стал по рации перестраивать самолеты в новый порядок. Атака началась. Три шестерки штурмовиков на разных высотах с интервалом в несколько минут атаковали цель. В итоге противник лишился 21 машины, 4 зенитных точек, 6 дзотов и 80 бойцов. Через два дня Кривов со своими истребителями совершил аналогичный вылет. А потом 12, 13, 21 и 22 октября.
«За успешное выполнение 92 боевых заданий, уничтожение техники и живой силы противника, лично сбитые 2 самолета противника, мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, достоин высшей награды – присвоения звания «Герой Советского Союза» – гласит наградной лист за номером 12593.
Один против четырех
В день освобождения Киева от гитлеровцев Николай Кривов возвращался на аэродром с боевого задания. У хутора Каплица советские истребители атаковали четыре вражеских самолета.
Немцам удалось в самом начале боя сбить ведомый самолет. Кривов остался один против четырех мессершмитов, которых в советских войсках прозвали «стервятниками». В неравном бою ему удалось сбить 2 самолета противника, но и сам Кривов вместе с напарником стрелком Василием Коныревым были ранены.
До линии фронта дотянуть «горбатый» не смог. С трудом Кривов посадил самолет на фюзеляж в овраге. Несмотря на перебитые ноги, стрелок смог вытащить командира и спрятать в близлежащих кустах. На руках напарника через несколько минут Николай Кривов скончался.
Под покровом ночи, опасаясь немцев, жители близлежащей деревни Западинка погребли летчика. А через двое суток после освобождения Васильково Красной армией Николая Кривова перезахоронили с воинскими почестями.
Фото с порталов «Мемориал», «Память народа»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4tps/
Комментарии: