Главное:
панорамные

Улицы-герои Ярославля. Теряя сознание, раненый летчик посадил штурмовик на опушке леса

Среди ярославцев, ставших Героями Советского Союза, немало летчиков-штурмовиков. В их числе Павел Докучалов, участвовавший в воздушных сражениях над Сталинградом, на Курской дуге и в небе над Белоруссией.

«Ярославский регион» в преддверии Дня Победы продолжает рассказывать о ярославцах – героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы областного центра. Сейчас мы говорим: поезжай до Кривова, или сверни на Чкалова, или не забудь, тебе на Щапова, но часто ли, упоминая улицы Ярославля, мы знаем, в честь кого они названы?

Большинство ответит отрицательно. Возможно, кто-то скажет, что в честь героя. А в честь какого? Что он сделал, и почему его наградили? Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, тех, кто мог рассказать, что тогда было. Впрочем, топонимика сохранила для нас имена героев. Мы намерены еще раз вспомнить и рассказать о людях, совершивших подвиг, о том, что они сделали для того, чтобы мы жили. Ранее мы рассказали о летчиках-штурмовиках Николае Кривове, Борисе Щапове, Алексее Маланове, красноармейце Алексее Носкове, разведчике Иване Туманове. Сегодня мы расскажем о человеке, чьим именем названа улица в Заволжском районе Ярославля – Павле Докучалове.

 

Из железнодорожника – в летчики

Как и большинство сверстников, будущий Герой СССР, военный летчик родился в керстьянской семье Семена Докучалова в 1921 году. Жили родители Павла в селе Шимохтине во Владимирской области.

Позже маленький Паша пошел учиться в Александровскую железнодорожную школу, но закончить ее не смог. В 1933 году, когда ему было 12 лет, родители перебрались в Ярославль. Сначала определили сына в школу №13, а потом – в школу №45.

В это время советские мальчишки и девчонки грезили небом и самолетами. На слуху были спасение челюскинцев Ляпидевским, полярная воздушная экспедиция на Северный полюс Папанина… По всей стране открывались кружки любителей авиации и аэроклубы. Летчики становились новыми героями нового времени.

Юный Паша Докучалов, как и тысячи сверстников, заболел небом. В 9-м классе он поступил в аэроклуб, а по окончании 10-го класса и аэроклуба получил направление от руководства на учебу в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. Он собирался стать не кем иным как летчиком-штурмовиком и летать на летающем «танке» – Ил-2.

Павел только отпраздновал 20-летие. Начинались каникулы в летной школе, впереди были далеко идущие планы… Но началась война.

Выпускники школы ушли на фронт, в призывные комиссии выстроились очереди. Курсантов Балашовской военно-авиационной школы пилотов оставили учиться. Только в 1942 году, когда учеба была завершена, появилась возможность попасть на фронт, но Докучалова оставили работать летчиком-инструктором, кто-то должен был учить новых курсантов. Время воздушных боев еще не пришло.

 

Спасли партизаны

Повестка пришла в конце 1942 года, а в январе 43-го Докучалов прибыл в расположение 175-го штурмового авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии. В это время летчики сражались в небе над Сталинградом, прикрывая пехоту и артиллерию от самолетов противника.

31 января советским войскам удалось взять в плен Паулюса. Южная группировка капитулировала, а 1 февраля сдалась и северная группа фашистских войск. Но бои продолжались.

3 февраля 1943-го при нанесении штурмового удара в районе Дросково Докучаловым был взорван склад с боеприпасами, подавлен огонь одной батареи ПА и уничтожено до 10 гитлеровцев – боевое крещение Павел получил в боях под Касторной. Самолет Докучалова подбили, когда он пролетал над оккупированной врагом территорией. Почти потеряв сознание, штурмовик смог посадить машину на опушке леса, где его нашли партизаны. Они унесли пилота с собой, а через некоторое время смогли передать на Большую землю. Выписавшись из госпиталя, вернулся в свой полк.

Войска перегруппировывались и шли в сторону Белгорода и Курска – предстояло еще одно кровопролитнейшее сражение.

 

Младший лейтенант, командир звена

По данным разведки, немцы планировали очередное наступление. Операция под кодовым названием «Цитадель» была намечена на 5 июля 1943-го. За несколько часов до начала операции советская авиация нанесла по солдатам вермахта предупреждающий удар. Войска были деморализованы. За первый день им удалось пройти не больше 5 – 6 километров.

Пока на земле сражалась пехота, в небе разворачивались воздушные бои. Истребители атаковали наземные позиции противника, вступали в поединки с мессершмитами и уворачивались от огня артиллерии.

«7 июля при штурмовке скопления вражеских танков, автомашин, артиллерии и живой силы в районе Малоархангельска, Семеновки, Бузлука Докучаловым за один вылет были подожжены два танка, 2 автомашины, подавлен огонь зенитной точки и истреблено до 15 гитлеровцев», – писал позже в документах командир Докучалова.

День за днем штурмовики совершали боевые вылеты.

«Во время зимней кампании 1943 года в Орловско-Курской операции и в боях за Севск Докучалов совершил 22 боевых вылета и уничтожил 33 автомашины, 5 орудий ПА, один склад с боеприпасами, 2 орудия ЗА, 2 танка, склад горючего, 19 повозок с военными грузами, 5 лошадей, 1 БЗ, 1 зенитный пулемент, создал 3 крупных очага пожара, сбросил 30 тысяч листовок и истребил до 200 солдат и офицеров противника», – говорится в сохранившихся в архивах Министерства обороны бумагах. Младшего лейтенанта наградили орденом Красной Звезды. А потом он был выдвинут на должность командира звена.

В ожесточенных боях за освобождение Левобережной Украины Павел Докучалов 58 раз водил группы штурмовиков на боевые задания. С воздуха прикрывая наземные войска под Нежином, Конотопом, Черниговом, Гомелем, Рогачевом, во время форсирования Днепра и Сожи.

26 апреля 1944 года за 23 успешных вылета Докучалова представили ко второй награде. Ему вручили орден Красного Знамени.

 

Летчик-разведчик

К июню 1944 года линия фронта на востоке подошла к рубежу Витебск – Орша – Могилев – Жлобин. Образовался клин, который был обращен в глубь СССР. 23 июня началась крупномасштабная наступательная операция «Багратион». Ей суждено было стать одной из крупнейших военных операций за всю историю человечества.

По три-четыре раза за день летом 1944-го в небо над Белоруссией взмывали шестерки и восьмерки штурмовиков под руководством Докучалова. Порой Павел, как опытный аэрограф, один отправлялся на разведку оборонительных сооружений противника. В Белорусской операции командир звена лейтенант Павел Докучалов совершил 20 успешных боевых вылетов.

К концу 1944-го лейтенант продолжал летать в разведку оборонительных сооружений на Висле, Одере и вдоль Варта, несмотря на сложные погодные условия.

«С января 1943 года произвел 118 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, в результате которых им уничтожено 130 автомобилей, 15 танков, 29 полевых и 28 зенитных орудий, 55 подвод, зенитный пулемет, 3 бензозаправщика, 2 железнодорожных вагона, взорвано 3 дзота, 8 домов, сброшено 155500 листовок и истреблено до 950 гитлеровцев», – говорится в наградном листе, подписанном 15 мая 1945 года командиром 175-го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного ордена Суворова полка подполковником Волковым. 

Звание Героя Советского Союза Павлу Докучалову присвоили 15 мая 1946 года. В это время Павел Докучалов продолжал службу в ВВС. Он погиб при исполнении служебных обязанностей 23 апреля 1947 года и был похоронен на Леонтьевском кладбище, в 1994 году останки перезахоронены на аллее Героев Воинского мемориального кладбища в Ярославле.

В 1948 году одна из улиц Заволжского района Ярославля названа его именем.

Фото с сайтов «Мемориал», «Яркипедия»

ЯрославльДень ПобедыВеликая Отечественная войнаЗаволга

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber

Комментарии: