Ярославский художник изобразил на своих картинах невидимый мир
О ценностях христианской цивилизации и современном их восприятии, о жизни и смерти, о том, чего не надо бояться, и как подняться над обыденностью – размышляет в своих философских картинах-откровениях художник Олег Рожков. Каждая из них не просто создает яркий образ, но и является месседжем, адресованным к современникам и потомкам.
Экспозиция называется интригующе – «Видимое невидимого» (6+). Само это название обещает много открытий. Вот, к примеру, на картинах – хрустальная ваза пурпурного цвета с виноградными гроздьями, глиняный горшок со спелыми злаками, оливки. Символика изображения ясно прочитывается, и даже мысли не возникает, что это просто натюрморты:
– Хлеб, масло – полезная пища для тела, на их основе, кстати, базируется средиземноморская диета. А преображенные евхаристией хлеб и вино – причастие, это пища души. Все, что нужно для полноценной жизни, – объясняет Олег Рожков.
Христианские мотивы буквально пронизывают его творчество, но работает он не в канонической иконописной традиции, а создает собственный, наполненный узнаваемыми символами и аллегориями мир.
– Рисовал я с детства, сколько себя помню. Но в школе увлекся точными науками, любимыми моими предметами были математика и физика. Поступать решил в Томский государственный университет на специальность «радиофизика». Тогда этот вуз входил в четверку лучших технических вузов страны. В Новосибирске и Томске создавались крупнейшие научные центры вне столицы, которые были у всех на устах. Про физиков как про настоящих героев того времени снимали фильмы, телепередачи, – вспоминает Олег Рожков.
Стать одним из блестящей плеяды научных работников, которые своими руками создают будущее страны, юноше казалось невероятно престижным. Он успешно сдал вступительные экзамены, стал студентом и помимо учебы занимался научной деятельностью, в том числе связанной с военными разработками, и даже преподавал. Возможно, он так бы и пошел по этой стезе, если бы его не призвали в армию, где все было заточено под строгое подчинение командиру и жизнь по распорядку. Там он ясно осознал, что ему отнюдь не хочется стать винтиком механизма, работающего для достижения чьих-то неведомых целей. Что единственное, чего он желает – это обрести подлинную свободу творчества.
И на третьем десятке он решил сменить профессию. А выбор во многом определили письма его тогдашнего кумира – Ван Гога, влияние которого ощущается в стилистике работ художника и поныне.
В 1976–1977 годах Олег Рожков учился в Киргизском художественном училище имени Чуйкова, затем поступил в Московский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. Окончил этот вуз в 1982 году. С середины 1980-х годов он живет в Ярославской области, куда приехал в командировку, был очарован красотой ландшафтов и архитектурных памятников, да еще и встретил женщину своей мечты, позднее ставшую его женой.
– Когда-то в молодости у меня сформировалась ясная картина мира. Была твердая уверенность, что естественно-научные знания позволяют убедительно объяснить все явления и события окружающего мира. Но пришло время, и я проникся православием, верой. Стало очевидно, что это нечто более грандиозное и всеобъемлющее. Это сделало картину мира полной и гармоничной, нашлось место и чуду. Этими новыми личными ощущениями давно хотелось поделиться, переложив их на язык живописи. Результат перед вами, – приглашает к разговору о смысле жизни живописец.
Он уверен: помимо видимого мира существует невидимый, и его-то как раз он стремится отразить в своих произведениях. Ах, как свежи, как благоуханны написанные им цветы: ирисы, пионы, розы!
– У нас деревенский дом в Горках Некрасовского района. Возле него мы посадили фруктовый сад, высадили цветы – в иные годы их было до 600 сортов. Что это, как не проекция райского сада? – удивляет Олег Рожков.
Он говорит с такой убежденностью, что веришь: ему каким-то образом открылся и сам этот сад, а не только его проекция. Или вот серия картин «Пруды».
– В нашей деревне пять прудов. Каждый из них подобен зеркалу, в котором отражается реальный мир. Но это не точная копия. Если приглядеться, можно заметить нечто необычное, что, как правило, ускользает от наблюдателя при поверхностном взгляде на реальность. Эффект преломления создает образ неземного мира. Я вложил в свои картины восхищение этой тайной, и, надеюсь, у зрителя что-то шевельнется в душе, – говорит Олег Рожков.
Он любит поиграть цветом, порой сочетая в своих работах яркие цвета, считающиеся практически антагонистами.
– Свою дипломную работу в вузе я посвятил исследованию построения цветовых гармоний с помощью математических моделей. На защите мне сказали: это серьезная заявка на кандидатскую диссертацию. Ее я, правда, не написал, но многие годы это было стержнем моего художественного сознания, – отмечает живописец. – По-моему, каждый цвет имеет свое эмоциональное наполнение. Через сочетания цветов можно выразить сложные состояния природы и человека.
Не случайно его персональные выставки разных лет назывались: «Цвет как смысл», «Цвет – Жизнь – Цвет», «Цвет мира».
– Документалистика в живописи, предполагающая точное отражение реальности, на мой взгляд, сейчас неактуальна: есть много других способов «сфотографировать» объект. Задача живописи: обратиться к душе, к чувствам, – считает Олег Рожков.
Фото Анны Соловьевой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5fja/
Комментарии: