Остерегайтесь подделок: ярославские пчеловоды назвали виды меда, которого не существует

После Медового спаса самое время делать свежие сладкие запасы на зиму.

О том, что в России гибнут пчелы, с начала лета трубят федеральные телеканалы, радиостанции и газеты. Проблемой озаботились в Госдуме РФ и Генпрокуратуре. А каково у нас в регионе положение дел в пчеловодстве?

Как считал Альберт Эйнштейн, если пчелы вымрут, то через четыре года после этого погибнут и люди. Неизвестно, прав он был или нет, но роль пчел в нашей жизни действительно велика: за счет опыления насекомыми вырастают культуры, которые дают нам треть от всего объема продовольственных ресурсов.

Массовую гибель пчел по всему миру ученые начали фиксировать в 2006 году. В США каждую зиму стало вымирать до 30% пчелиных колоний, хотя раньше холодный сезон не переживали только 10%. За последние 50 лет объемы производства сельхозпродукции, зависящей от пчел, выросли в 4 раза, а количество пчелиных колоний сократилось вдвое, количество же пчел на гектар упало на 90%. А в этом году в печальных сводках все чаще стала мелькать и Россия. Как сообщили в Минсельхозе РФ, этим летом случаи массовой гибели пчел были зафиксированы в Татарстане, Башкирии, Брянской, Воронежской, Липецкой, Курской, Ульяновской, Московской, Тульской, Нижегородской, Рязанской, Ростовской, Саратовской, Смоленской областях, Мордовии, Удмуртии, Республике Марий‑Эл, Краснодарском, Алтайском, Ставропольском краях. Ярославской области в этом черном списке, слава богу, нет. И это не может не радовать, ведь не зря говорят, что пчелы – это экологический барометр, четко отражающий состояние нашей природной среды обитания.

Масштабы бедствия по стране пока оценить сложно, как и причину гибели насекомых, – в регионах только начали анализировать сложившуюся ситуацию и проводить исследования. Но, несмотря на то, что точных ответов, почему гибнут пчелы, пока нет, есть мнение, что всему виной стало отравление насекомых химическими веществами, которыми обрабатывают растения на полях, – пестицидами и гербицидами. Кроме того, по мнению специалистов, причина вымирания пчелосемей заключается в несвоевременном информировании пчеловодов о времени, месте и характере химических обработок посевов.

Другой версией, объясняющей происходящее, является все более расширяющаяся сотовая связь. В тех местах, где устанавливают вышки мобильной связи, популяция пчел заметно сокращается. Впрочем, пчелы бегут от любой враждебной энергетики, будь то вышки сотовой связи, линии электропередачи или любое иное излучение.

Мы решили выяснить, а как у нас сейчас складывается «медовая» обстановка.

У фермера Анны Марковой из Борисоглебского района сейчас 60 семей пчел. Сбор нектара в этом году начался чуть раньше – в апреле. Пика ждали в июле, но из-за холодных и дождливых дней собрано меньше ожидаемого. Пчелы летают за нектаром и цветочной пыльцой в радиусе до трех километров. Небольшие частные пасеки находятся, как правило, в поселениях, и только на этой территории активно опыляется энтомофильная флора. С годами медоносная база скудеет, отсюда и низкие «взятки».

– Дикие насекомые не в состоянии опылять большую площадь, учитывая тот факт, что интенсивность такого опыления чрезвычайно низкая. Такие растения, как подсолнечник, гречиха, плодово-ягодные, являются основным видом питания для пчел, поэтому их использование оправданно и наиболее эффективно для повышения урожая, – рассказывает консультант регио­нального департамента АПК и потребительского рынка Иван Кузьмин.

Чтобы увеличить количество меда, необходимо сотрудничество сельхоз­предприятий с пчеловодами в плане проведения опыления посевов медоносных культур, являющихся и кормовыми. Например, клевера, люцерны, овса и гороха. Дикорастущая флора не дает того обильного взятка, как посевные гектары энтомофильных культур.

Приходится договариваться пчеловодам и с соседями. На сегодняшний день в Ярославской области порядка двух тысяч пчеловодов. Большинство из них – частники. Их ульи расположены рядом с частным сектором, и насекомые летают на соседние участки, вызывая возмущение граждан. А ведь пасеки благотворно влияют на экологию. Так, один рой пчел за сутки способен опылить два миллиона цветков. При этом насекомые помогают повышать урожайность культур. Но не все готовы разделить эти преимущества, боясь лишний раз выйти на свой приусадебный участок. Того и гляди пчела укусит!

А вот что касается такой беды, как мор пчел из-за пестицидов, то у нас в регионе ситуация более или менее спокойная. Как говорят пчеловоды, местные агрономы загодя предупреждают о сроках внесения препаратов, что позволяет уберечь пчелиные семьи от мора. Так что если в этом году и сократилась популяция ярославских пчел, то по объективным погодным причинам – слишком холодное и дождливое лето.

Естественно, что и урожаи меда будут сейчас ниже обычного, а значит, надо готовиться к тому, что активизируются медовые фальсификаторы. Какого только меда сейчас нельзя встретить на полках магазинов! На одной баночке красуется этикетка «Из кандыка сибирского», на другой – «Из женьшеня», на третьей – «Из чистотела», а еще из лотоса дальневосточного, лоха серебристого и даже верблюжьей колючки. Вот только действительно ли они настоящие и вообще существуют ли подобные виды меда?

– На полках можно найти банки с «медом» из растений, которые его дать не могут. Среди них: кандык сибирский, женьшень, чистотел, лимонник китайский, девясил, земляника зеленая, боровая матка (ортилия однобокая), лапчатка, софора японская, роза майская, можжевельник, анхуза, володушка золотистая, лотос дальневосточный, лох серебристый и прочие, – говорит Иван Кузьмин.

Иван Николаевич тут же добавляет, что в этот перечень нужно включить те меды, которые в нашей стране не могут быть произведены, например, мед из верблюжьей колючки, аккурай-мед, эвкалиптовый или хлопковый. Бьют подделки и по здоровью покупателей, и по их кошельку.

– У натурального меда всегда есть вкус и аромат, характерный для озвученного медоноса. Кроме того, натуральный продукт никогда не обжигает горло, а может вызывать лишь легкое першение, – рассказывает Анна Маркова. – Хорошо, если такой мед сделан из подсолнечника с добавлением ароматизаторов. А если нет?

Не существует, по словам пчеловода, и так называемого маточного молочка в тех объемах, что продаются на ярмарках и в магазинах.

Его собирают в небольших количествах в стерильных условиях, а хранят в небольших емкостях.

Собирают в Ярославской области лесное, луговое и полевое разнотравье. Невозможно добыть на территории региона и чистый липовый мед. Чтобы он получил название по цветку-медоносу, в нем должно присутствовать 70% нектара, собранного с одного вида растения.

Пчеловоды не торгуют домашним медом в мае и июне, слишком много в это время дел, которые нужно успеть выполнить. Купить действительно свежий мед можно с середины июля, а если сбор был хороший, то торговля будет длиться до зимы. Но, похоже, уже не в этом году, так что самое время прикупить впрок баночку-другую. Совсем недавно прошел Медовый спас, а значит, пора делать свежие сладкие запасы на зиму.

Фото из архива «Ярославского региона»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n56ij/
продукты

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость