Несохранившиеся памятники. Истории скульптур Александра Опекушина
Во внутреннем дворике Музея Москвы временно прописался памятник Александру II.
Уменьшенная копия памятника Александру II, который в начале XX века стоял в Московском Кремле, была выполнена специально для фестиваля «Москва триумфальная», проходившего в столице в День города. Вместе с другими архитектурными сооружениями – уменьшенными вариантами триумфальных арок – он украшал Тверскую улицу. Монумент царю-освободителю пользовался особым вниманием гостей праздника. Все спешили сделать фотографию на его фоне.
К сожалению, копии этих прекрасных сооружений, не все дожившие до наших дней, украшали Тверскую улицу всего лишь один день. Именно на такой промежуток времени на ней было перекрыто движение. Затем конструкции были разобраны и отправлены в московские музеи и парки.
Три из них – арки Фигурная, или Виноградная, из музея-заповедника «Царицыно» и Триумфальная с Кутузовского проспекта, а также памятник царю-освободителю – временно прописались во внутреннем дворике Музея Москвы.
Памятник Александру II был открыт на южном склоне Боровицкого холма Московского Кремля 16 (28) августа 1898 года. По поручению Александра III проект памятного сооружения выполняли художник Павел Васильевич Жуковский, сын известного поэта, и архитектор Николай Владимирович Султанов. Статуя же была заказана академику скульптуры уроженцу Ярославской губернии Александру Михайловичу Опекушину. Россиянам он известен в первую очередь по памятникам Александру Пушкину в Москве и Петербурге, Михаилу Лермонтову в Пятигорске, Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (изображение размещено на 5-тысячной купюре). Мраморную статую Екатерины II работы ваятеля можно видеть в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» в Москве.
Работая над созданием статуи царя, Опекушин пользовался снятой с него посмертной маской. Сохранилась расписка скульптора: «Маску покойного государя императора получил». По повелению государя Александру Михайловичу было выдано из Оружейной палаты и облачение, в котором Александр II короновался на царство. Сложную модель скульптор лепил восемь месяцев. Столько же месяцев шла ее отливка на одном из петербургских заводов. Всего же работы по сооружению памятника продолжались пять лет. Памятник обошелся почти в два миллиона народных денег! Надпись на его пьедестале гласила: «Императору Александру II любовию народа».
Монумент, который был виден далеко из Замоскворечья, представлял достаточно сложную архитектурно-скульптурную композицию. Безукоризненно выполненная и отлитая из бронзы пятиметровая статуя Александра II возвышалась на постаменте под сводами пирамидальной из темно-розового гранита сени, увенчанной двуглавым орлом. Государь был изображен во весь рост, в полной генеральской форме, в порфире, со скипетром. Автору удалось поразительно верно передать выражение лица покойного императора. С трех сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, на сводах которой размещались 33 мозаичных изображения правителей Руси-России от святого Владимира до Николая I.
Копия памятника, которую можно видеть в Музее Москвы, представляет только центральную часть сооружения: арку-шатер, под чьей сенью установлена фигура императора. Высота статуи примерно в два раза меньше оригинала.
Жизнь монумента Александру II оказалась недолгой. Летом 1918 года во исполнение печально известного декрета СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг» фигура царя была сброшена с пьедестала и разобрана. Галерея и шатер, под которым играли в футбол красногвардейцы, сохранялись еще несколько лет. К 1928 году все сооружение снесли окончательно. Большевистская власть выдворила царя-освободителя из Кремля.
И вот без малого через столетие мы имеем возможность, пусть в уменьшенном размере, видеть творение нашего великого земляка.
Как сообщили в оргкомитете фестиваля «Москва триумфальная», копии памятника Александру II и арок, установленных в Музее Москвы, воссоздавались на фабрике имени Первого мая. Прежде чем подключились декораторы, огромная кропотливая работа была проделана архитекторами и искусствоведами. Для создания макетов изучались архивные материалы: обмерные чертежи, рисунки, фотографии и большое количество свидетельств и документов. Только над проектом трудились 25 человек. Использовался классический материал для производства декораций: металлические трубы из разного профиля, фанера, пластик, пенопласт, гипс. Конструкции сооружений были разборными. Собирались уже непосредственно на Тверской. Зрелище было завораживающее! Не верилось, что проживут они на Тверской всего один день. Хочется надеяться, что воссоздание копии памятника царю-освободителю – первый шаг на пути восстановления на историческом месте всего грандиозного монумента императору, отменившему крепостное право в России.
Фото Ольги Давыдовой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n49xf/
Комментарии: