Юрий Норштейн: «Мультипликатор должен быть всесторонне развит в искусстве»
Как живет сегодня отечественная мультипликация и есть ли у нее будущее? Об этом в рамках пресс-конференции на Международном кинофестивале анимационных фильмов «Крок» рассказал советский и российский художник-мультипликатор, режиссер мультипликационного кино, народный артист России Юрий Норштейн.
– Юрий Борисович, у российской анимации есть будущее?
– Пока на баррикадах стоит хоть один защитник – баррикада не взята. Пока есть люди, которые хотят делать кино, хотят себя образовывать, что очень важно для мультипликации. Вообще невежда здесь (в мультипликации) не может работать. Мультипликатор должен быть всесторонне развит в искусстве, в его вопросах, должен погружаться туда. Пока будут сочиняться сюжеты, пока люди будут развиваться – все появится, но не появится, если найдется хотя бы один начальник, который продавит под себя и своей идеологией перекроет все. Вот тогда будет крах. Фильмы будут – но они будут ни о чем.
– Сегодня есть некий запрос на мультипликацию от Минкультуры России (государства), или ему это неинтересно?
– То, что называется запросом, для меня просто гибельно. По запросу мы делали фильм о Суворове. Ну хорошо – сделали. Сделайте фильм о Сергии Радонежском, ну хорошо – сделали. Но это не может быть фактом культуры. Это практически, почти наверняка, оставлю некоторый процент на ошибку, не будет фактом культуры. Кстати, не будет и фактом патриотического воспитания. Это будет факт переработки денег и ответ высокому начальству со стороны Министерства культуры. Но дальше все это будет абсолютной фальшивкой. Тут не о чем говорить. А что, мы не были патриотами Советского Союза, нашей страны? Тогда тоже мелькали темы патриотизма, но извините, когда Андрей Хржановский делает фильм «Стеклянная гармоника» и ставит там очень важные вопросы бытия общества, разве он не патриот? Разве Чаадаев не патриот? А у нас патриотизм сейчас воспринимают почему-то как панегирик чему-то.
– Выделяет ли государство деньги на создание отечественной мультипликации?
– Я разговаривал с коллегами из Латвии, там вообще государство не выделяет (на мультипликацию) ни копейки. У нас все-таки выделяют, но все равно не столько, сколько нужно, чтобы спокойно сидеть и работать. И тут я могу привести сравнение, и оно будет не в пользу нового времени, в смысле оплаты мультипликаторов и режиссеров. Это элементарно все подсчитывается, и могу сказать, что сегодня за сценарий платят впятеро меньше, чем платили в Советском Союзе. Там шла на сценарий 10 – 15-я часть от бюджета. Сегодня попробуйте взять бюджет и поделите на 15. Увидите, какую сумму получает сценарист по сравнению с тем, что он должен бы получать. А это очень важный момент, потому что тогда у сценаристов и режиссеров есть в промежутках время подумать. Это очень важно – паузы. Есть режиссер, который прикуривает один фильм от другого и делает неплохие фильмы. Но когда речь идет о фильмах, которые буквально вынашиваются, – для этого нужно время. Я спрашиваю: «А почему вы сценарии не подаете за год до того, как фильм должен выйти?». «А потому что мы боимся, что его украдут», – отвечают. Вот куда мы вперлись… В Советском Союзе этого не могло быть. Мы подавали сценарий за год до того, как начнется фильм. Делая один фильм, я за год знал, какой буду делать следующий. И только какие-то обстоятельства могли это пресечь. «Сказку сказок» я задумал в 1972 году, у меня даже еще фильмов тогда не было. И так должно быть, когда ты находишься в постоянном творческом состоянии, как спортсмен, который должен находиться постоянно в тонусе. Но сегодня этого нет.
Фото Сергея Белякова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4hwi/
Комментарии: