-
Жестокость или игра? Ярославские психологи прокомментировали избиение девочки в детсаду

Жестокость или игра? Ярославские психологи прокомментировали избиение девочки в детсаду

На прошлой неделе на игровой площадке ярославского детского сада произошел инцидент, который вызвал мощную волну обсуждения по всей стране. Живущий напротив учреждения мужчина на видео снял момент, как несколько малышей 4 – 5 лет пинали девочку, которая лежала на земле и даже не могла встать на ноги.

Фокус гнева сограждан шел сразу в нескольких направлениях: дети-агрессоры и их родители, воспитательница, вовремя не отреагировавшая на происходящее, оператор, снимавший видео из окна соседнего дома, даже не попытавшийся вмешаться в эту жестокую игру. Эмоции до сих пор льются сплошным потоком, но мы решили взглянуть на ситуацию в перспективе, задав специалистам извечные русские вопросы: кто виноват и что делать?

Проверку инцидента начали следственные органы, прокуратура и уполномоченный по правам ребенка в регионе. Взял под личный контроль расследование уголовного дела, возбужденного по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», и глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

Департамент образования мэрии города Ярославля оперативно отреагировал на ситуацию и опубликовал официальное сообщение: «В связи с видеоинформацией в социальных сетях департамент образования мэрии города Ярославля проводит проверку в отношении действий руководителя и воспитателя детского сада… Физическое состояние ребенка оценивается врачами травмпункта. Психологическое состояние ребенка пока стабильное. Для его детальной оценки будут привлечены специалисты Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Для работы с другими участниками происшествия будет проведен педагогический совет и родительское собрание с участием представителей департамента образования и Городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Родителям ребенка администрацией и сотрудниками детского сада принесены извинения. Проверка продлится до 6 ноября. О ее окончательных результатах будет сообщено публично».

Казалось бы, все необходимые действия со стороны мэрии предприняты – будем ждать официальных результатов. Тем более что телесных повреждений у пострадавшей девочки в итоге не зафиксировано, подозрения на травму позвоночника, к счастью, не подтвердились. Но что говорят по этому поводу психологи и педагоги?

Анна Федченко, психолог, ведущая передачи «Наши дети» телеканала «Первый Ярославский»:

– Дети до 14 лет не могут осознавать характер и последствия совершаемых ими действий в полной мере, что, однако, не умаляет их жестокости. Чтобы дети так обижали другого ребенка – это именно тенденция современности, следствие фильмов и общей агрессии. А еще результат родительского стремления защитить свое чадо в любой ситуации, даже если оно неправо. Особенно возмущает поведение взрослого, снимающего это безобразие. Мог прекратить, прикрикнуть на детей, позвать воспитателя – но нет! Ему «хайп» дороже какого-то ребенка.

Считаю, что родители должны строго наказать детей за такое поведение. Поговорить с ними, лишить каких-то впредь данных обещаний. Нужно извиниться перед родителями девочки родителям детей-обидчиков. Можно, чтобы дети-обидчики подарили ей свои любимые игрушки. Скорее всего, этого ребенка давно обижали, и взрослые просто не вмешивались.

Юлия Рассол, председатель Совета приемных родителей Ярославской области, член регио­нальной Общественной палаты:

– В данной ситуации помощь требуется и детям, и их родителям – участникам обеих сторон конфликта. По нашей информации, такая помощь организована и оказывается. В любом случае все начинается с семьи, и подобное поведение – следствие семейного воспитания, в первую очередь – наглядных примеров родительского поведения, взаимоотношений взрослых между собой, их отношения к детям, все то, что они наблюдают каждый день. Если в семье практикуется грубость, любые виды насилия – ребенок воспринимает это как норму. Конечно, агрессивное видео, к которому многие дети получают бесконтрольный доступ, тоже играет немалую роль. Важно, что даже самые трудные случаи можно корректировать, направлять поведение ребенка, его развитие в социально приемлемое русло, если у родителей есть к этому стремление и они готовы принимать помощь. Ресурсов для этого сегодня достаточно: и сайты в сети интернет с полезной информацией по воспитанию детей, например «Я – родитель», и бесплатные службы психолого-педагогической консультации для семей с детьми в Ярославской области, такие как центр консультативной помощи «Всегда рядом». Эффективны и службы медиации, то есть примирения, где можно конструктивно разрешать конфликты, возникающие в детских садах, школах.

Валентина Шелкова, кандидат психологических наук, руководитель ярославского центра «Доверие», специалист по проблемам насилия среди несовершеннолетних:

– Могли ли пятилетние дети понимать, что другому человеку, их ровеснице, плохо, больно? Могу сказать, что эмпатия, то есть способность к сочувствию, сопереживанию, – человеческое качество, которое нужно формировать средой, воспитанием, жизненным опытом. И даже у самых благонравных и умных детей в 4 – 5 лет сформированной эмпатии еще быть не может, ее должны у них развить взрослые – родители, воспитатели. В отличие, увы, от агрессии.

Что же делать родителям и воспитателям в данной ситуации, как выйти из нее без серьезных потерь и разрушений? Прежде всего – сесть за стол переговоров, урегулировать конфликт мирным путем. И родителям в первую очередь ради своих детей нужно не закрываться от ситуации, не игнорировать ее, а подключить психологов, специалистов-медиаторов по разрешению конфликтов, возможно, врачей, если будут выявлены проблемы, например, с гиперактивностью ребенка.

Не нужно расценивать случившееся как преступление со стороны детей, проявивших агрессию. Это не преступление, а, возможно, игра, как дети ее воспринимали. Основываясь на своем опыте, я очень сомневаюсь, что со стороны мальчиков было намерение специально причинить вред пострадавшей девочке. Вероятнее всего, наиболее активный в этом инциденте ребенок вообразил себя неким персонажем, копировал чьи-то действия, увиденные на том же экране компьютера или планшета.

Валентина Белкина, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии педагогического факультета ЯГПУ имени Ушинского, доктор педагогических наук, специалист по проблемам взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками:

– В современных реалиях у детей к их пяти годам уже заметно нарушен контакт с ровесниками: близких друзей и приятелей часто заменяют экраны планшетов, ноутбуков. Поэтому нормальный процесс формирования эмпатии нарушается, искажается, тем более на фоне повышенной агрессивности окружающих людей. К тому же в пятилетнем возрасте у детей игры очень часто переходят в конфликты, и это далеко не всегда связано с каким-то злым умыслом. Чаще всего подобные случаи – продолжение игры, как бы странно это ни звучало.

В данной ситуации, несомненно, имеется серьезное упущение со стороны воспитателя, оставившего детей без присмотра на прогулке, когда они гораздо более расслаблены, чем в группе. Вряд ли это системные нарушения в работе детского сада: мы знаем многих специалистов, работающих там, это действительно увлеченные и грамотные педагоги. Поэтому, чтобы предупредить подобные инциденты, нужно обязательно работать с родителями детей из этой группы, подключить к работе психологов для работы и с детьми, и с их мамами и папами. Наконец, я резко отрицательно оцениваю позицию молодого человека, снявшего инцидент на видео и выложившего его в Сеть. На мой взгляд, это настоящий цинизм и спекулятивное отношение к ситуации.

дети

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp