Главное:
Новые архитектурные решения: какие места планируют преобразить в Угличе

Новые архитектурные решения: какие места планируют преобразить в Угличе

В Угличе разрабатывают стратегию развития общественных пространств.

У угличан стоило бы поучиться любви к своей малой родине, упорству и последовательности в стремлении сделать ее красивее, уютнее, комфортнее. Горячо и бурно они обсуждали планы благоустройства городских территорий, видя в них возможность не просто что-то обновить, навести глянец, а в корне изменить подходы к формированию городской среды. Они победили во Всероссийском конкурсе «Исторические поселения и малые города» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» с проектом, название которого весьма необычное, даже отчасти провокационное – «Углич. Портрет Дориана Грея». 

Его можно интерпретировать как риторический вопрос: с Волги Углич живописен и наряден как картинка, но что за прекрасным фасадом?

Какой портрет, какой пейзаж!

Написанный в конце 19 века XIX века роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в свое время наделал много шума, а впоследствии был неоднократно экранизирован. Главная его сюжетная линия – символическое раздвоение личности главного героя, который по воле мистических сил получил тайного двойника: свое изображение на портрете. В обмен на свою душу Дориан фактически обрел неувядающую молодость и красоту (что, кстати, не принесло ему счастья) и никому не показывал свой портрет, на котором он постепенно старился и терял свое природное обаяние.

– Почему у проекта такое необычное название? Потому что оно позволяет четко обозначить нашу позицию: город – не открытка. Нельзя допустить, чтобы с палубы теплохода он выглядел прекрасным и ухоженным, а за пределами посещаемой туристами зоны ветшал и приходил в упадок. Он должен нравиться и тем, кто останавливается здесь на пару часов для осмотра достопримечательностей, и тем, кто любит сюда приезжать или живет постоянно, – говорит представитель Фонда архитектуры исторического Углича Юлия Воронова.

Она и ее единомышленники хотят, чтобы город с численностью жителей около 33 тысяч человек, принимающий в год порядка 430 тысяч туристов, не превращался в шикарный фотофон, на котором так приятно делать селфи, восклицая восхищенно: «Ах, какой портрет, какой пейзаж!» Активные горожане считают: пусть будет меньше глянца и больше жизни. Эти поддержанные администрациями города и района и жителями идеи и легли в основу проекта, ставшего победителем конкурса.

– Большим плюсом для участников этого конкурса могло стать проведение комплексного социокультурного исследования, позволяющего создать портрет городского социума. Благодаря фонду такое исследование стало возможным в Угличе. Заняло это шесть месяцев. В результате встреч с горожанами, анкетирования, проведения опросов и других способов замера общественных настроений обозначились точки напряжения и проблемы, которые необходимо решить градостроительными средствами, – поясняет Юлия Воронова.

К примеру, выяснилось, что горожане, хотя и понимают, что индустрия гостеприимства важна для экономики города и им самим позволяет заработать на хлеб с маслом, но в то же время обижаются на туристов, которые «отобрали у местных ценные территории». Исследователи взяли себе на заметку этот нарождающийся конфликт с оговоркой, что это верно лишь отчасти. Увидели они и нарастание противоречий между предпринимателями, которые торгуют сувенирами на главной аллее Парка Победы и отдыхающими, считающими парк рекреационной зоной.

Болезненно воспринимают горожане и тот факт, что со стороны причала город – как конфетка, а вот со стороны автостанции довольно непригляден. Чтобы направить городские конфликты в конструктивное русло, был разработан проект, предполагающий благоустройство территории центра Углича с формированием пешеходного маршрута от автовокзала до набережной Волги вдоль Каменного ручья через Парк Победы с организацией ярмарочной торговли сувенирами и изделиями художественных промыслов местного производства.

– Проектом охвачено 10 гектаров городской территории, но он предполагает не комплексное ее благоустройство, а скорее переформатирование и создание новых градостроительных связей, – объясняет Юлия Воронова. – Надеемся, что они дадут импульс развитию прилегающих улиц, поспособствуют запуску новых перспективных проектов и программ, а также повысят качество жизни населения и увеличат продолжительность пребывания путешественников на нашей земле, – говорит советник главы Угличского района по вопросам градостроительства и архитектуры исторической части Углича, заместитель директора Фонда архитектуры исторического Углича Варвара Родионова.

Парк, автовокзал и… рынок

Новые архитектурные решения предложены для четырех знаковых мест: набережная в районе причала, Парк Победы, Успенская площадь, Каменный ручей. Так, набережная в районе слипа (спуск к воде) сейчас разрывается, и переход с ее нижнего яруса в Парк Победы перекрывает забор. Его предполагается снести, а берег укрепить и расчистить, чтобы прогулка у великой русской реки не превращалась в блуждания по пересеченной местности.

Успенская площадь – центральная, здесь проходят самые значимые мероприятия. По замыслу проектировщиков, предстоит открыть часть исторической брусчатки, которая сейчас спрятана под асфальтом, а пешеходные дорожки вымостить тротуарной плиткой.

Каменный ручей, если его облагородить и подчеркнуть природную красоту ландшафтов, может стать изюминкой Углича. Органично вписывающиеся в историческую среду лавочки, газоны, фонари сделают это уголок любимым местом пеших прогулок и отдыха жителей и гостей города. В парке Победы появятся танцплощадка и детский городок, а череда палаток в перспективе будет заменена современными павильонами, правда, это дело не ближайшего будущего.

– Разрешение выявленных городских конфликтов нацелено на изменение социального и экономического климата в центральной части города, развитие предпринимательства, улучшение качества исторической среды, включающей в себя множество объектов культурного наследия, ценных ландшафтов и пейзажей, что наверняка повысит доверие горожан к власти, – уверена Варвара Родионова.

Новые пространственные связи затронут улицы Ленина, Первомайскую, Ростовскую, Гражданскую и Ольги Берггольц. Реконструкция территории автостанции позволит убрать туристические автобусы из центра города, создаст комфортные условия для индивидуального туризма и сформирует новый портрет города. Активация предусмотренных концепцией связей даст толчок развитию территории рынка, пока слабо включенного в городскую жизнь и не соответствующего современным требованиям к качеству общественных пространств. К примеру, на улице Ольги Берггольц более десятка мест притяжения для горожан и туристов: музеи, мастерские, рестораны, отели, кинотеатр. Но многолюдной она не бывает даже в разгар туристического сезона. Однако вскоре, возможно, все изменится.

Ряд предпринимателей, владеющих землей по периметру территории проекта, уже объявили о том, что рассматривают вложение средств в развитие своих участков и создание новых объектов: рынок, гостевые дома, ресторан, музей. Надеемся, что ситуация с коронавирусом не изменит их первоначальных планов.

Мастер-план

– Активные горожане создали дискуссионную площадку под названием «Городская мастерская». Здесь обсуждаются волнующие угличан вопросы развития города и переформатирования общественных пространств, благоустройства, нового строительства, поддержки предпринимательских инициатив. Общественники, объединенные любовью к своей малой родине, пришли к выводу: Угличу нужна как воздух стратегия комплексного развития – мастер-план, – заявляет Варвара Родионова.

К разработке стратегии пространственного развития города подключились власти города и района. Пока рано говорить, что Углич получит на выходе, но формат документа позволяет ставить на будущее задачи по развитию городской среды и транспортной инфраструктуры, созданию новых промышленных зон, редевелопменту депрессивных территорий, новому жилищному строительству, размещению объектов коммерческой недвижимости, улучшению экологии и многому другому. Необходимость комплексного подхода стала очевидна в ходе реализации в Угличе губернаторской программы «Решаем вместе!».

– В рамках этой программы на выделяемые из местного и вышестоящих бюджетов средства мы благоустраиваем общественные территории. В 2018 году – парк Победы, в 2019-м – Рыжечный бор. В текущем – Парк детства, – сообщил заместитель главы администрации Углича Евгений Третьяков.

В парке Победы тротуарной плиткой замостили 700 квадратных метров пешеходной зоны. Еще 1 200 квадратных метров, включая дорожки и спуск к лодочной станции, заасфальтировали. По всему периметру парка разбили клумбы, установили кованые уличные диваны и урны. В памятнике природы – Рыжечном бору, где любят гулять жители микрорайона Солнечный, тоже заасфальтировали дорожки, восстановили освещение, поставили антивандальные лавочки.

– Мы надеемся, что Парк детства тоже преобразится. Хотели бы увидеть в нем новые объекты – например, канатный городок. Для детей и подростков он мог бы стать не только развлечением, но и напоминанием, что наш земляк Федор Молодцов в свое время считался одним из лучших канатоходцев мира. Его с восхищением именовали «русским чудом». Он совершил турне по России и зарубежным странам – Германии, Швеции, Швейцарии, Дании, Бельгии, Франции, Италии, Англии. Некоторые его трюки до сих пор никто не может повторить. Он ездил по канату на коньках, ходил на ходулях, передвигался с привязанными к ногам острыми кинжалами, переносил на голове кипящий самовар. А лучший номер – «Огненный рыцарь» – исполнялся в костюме с многочисленными пиротехническими устройствами, которые периодически взрывались, нарушая равновесие. По канату он прошел над Невой и Темзой, не пугали его и водопады. Сейчас обсуждается идея увековечить память о прославленном угличанине, – рассказывает Варвара Родионова.

Хорошо, что помимо наведения порядка и установления пространственных связей общественники понимают важность связей смысловых, исторических. Городские власти в рамках стратегии смогут ответить на вопросы о том, как должны благоустраиваться общественные пространства, для кого, какими событиями они будут наполнены и какую коммерческую деятельность можно на них стимулировать. Осознанный проект по созданию комфортной городской среды должен измеряться не количеством выложенной плитки, а тем, как изменится жизнь горожан после реализации проекта.

Фото из соцсетей и архива «Ярославского региона»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5azw/
Угличблагоустройство

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость