Врачи обеспокоены ростом детского травматизма: в Ярославле планируют ввести единые правила езды на самокатах

Электросамокаты стали популярным развлечением и… головной болью для водителей и пешеходов.

Врачи обеспокоены ростом детского травматизма: в Ярославле планируют ввести единые правила езды на самокатах

Электросамокаты стали популярным развлечением и… головной болью для водителей и пешеходов.

Все чаще в городах и селах видишь средства индивидуальной мобильности (СИМ) – электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. Они стремительно ворвались в нашу жизнь и заняли в ней свою постоянно расширяющуюся нишу, ассоциируемую с активным отдыхом, здоровым образом жизни, молодежной субкультурой, насыщенным эмоциями досугом. А еще возможностью достаточно быстро передвигаться по улицам самостоятельно, не застревая в транспортных пробках. Проблема в том, что эти новые участники дорожного движения не вписаны в действующие схемы и правила. И на дороге, и на тротуаре они – как незваные гости. Ушибы, переломы, сотрясения.

Ярославский нейрохирург, врач областной детской больницы Дмитрий Шелкошвеев обеспокоен значительным ростом в этом году детского травматизма в результате происшествий с самокатами.

– К нам с травмами попадают дети, на которых наехали самокатчики. Чем младше ребенок, тем меньше у него шансов быстро сориентироваться в ситуации и отскочить, избежав столкновения. И тем тяжелее могут быть для него последствия такого происшествия. К счастью, случаев, когда возникает угроза жизни маленького человека, пока не отмечено. Но если игнорировать проблему – они могут произойти в будущем, – рассказывает доктор. 

Падения с самокатов – еще одна причина попадания детей на больничную койку. К примеру, в апреле молодая семья ярославцев прогуливалась по центру города. Родители не успели остановить сына, который помчался на самокате с верхнего яруса Волжской набережной на нижний по асфальтированному спуску. На середине склона он потерял равновесие, упал и покатился по асфальту. Расшибся сильно, но по внешним признакам трудно было судить о тяжести травмы. Хорошо, что родители сразу доставили его в больницу.

В приемном покое состояние мальчика стремительно ухудшилось. Началась сильная головная боль, рвота. Он потерял сознание. Ребенка госпитализировали в отделение реанимации. Детальная диагностика показала несколько переломов костей свода черепа и очаги ушиба головного мозга. Усилиями реаниматологов состояние пострадавшего стабилизировалось. Юный пациент был переведен в нейрохирургическое отделение областной детской больницы. А после лечения выписан под амбулаторное наблюдение.

– Самокат (особенно с электромотором) – весьма травмоопасный вид транспорта. При резком торможении человек летит головой вперед, и результатом падения становятся черепно-мозговые травмы, переломы рук. Сотрясения и ушибы головного мозга могут иметь серьезные неврологические последствия. Ситуацию усугубляет незнание управляющих средствами индивидуальной мобильности Правил дорожного движения или сознательное игнорирование дорожной обстановки. Я сам не раз видел детей и взрослых, которые перемещались по городу с вопиющими нарушениями ПДД, – говорит Дмитрий Шелкошвеев.

Электросамокаты поначалу буквально очаровали ярославцев, казались им воплощением пещеры Али-Бабы с несметными сокровищами впечатлений. 

Многие эксперты и урбанисты заговорили о том, что массовое распространение электросамокатов поможет частично решить транспортные проблемы крупных городов – электросамокат не занимает столько места, сколько автомобиль, от него нет вредных выбросов в атмосферу, да и скорость передвижения на нем подчас выше, чем на автомобиле и общественном транспорте. Но скоро выяснилось: новый транспорт не очень-то вписывается в существующие реалии. 

На проезжей части электросамокат – головная боль водителей, на тротуаре – серьезная угроза для пешеходов. 

В обеих российских столицах уже задумались о том, как упорядочить и регламентировать движение на самокатах. В частности, предлагается ограничить скорость движения на электросамокатах в зонах отдыха 15 километрами в час. Одна из компаний, предоставляющих услуги проката этих транспортных средств, уже сделала это по собственной инициативе: ее техника оборудована встроенным спутниковым навигатором и подключена к централизованной системе управления. Как только самокат въезжает в парковую зону – скорость автоматически снижается до установленного предела. Но это в Москве...

Кроме того, ставится вопрос о возрастном цензе для водителей. И здесь можно взять пример с Европы, где в ряде стран подросткам младше 16 (или 14) лет не дают во временное пользование подобный электротранспорт. И это далеко не все. Во Франции на самокатах с мотором категорически запрещено ездить по тротуарам. Нарушителю грозит штраф, который отнюдь не покажется пустяковым.

В России некоторые эксперты предлагают мощные самокаты приравнять к мопедам и обязать владельцев получать водительские права. Это автоматически снимет вопрос об их движении по тротуарам. А по автомагистралям нельзя будет перемещаться далее крайней правой полосы, без шлема, в нетрезвом состоянии. Кикшеринг, а не беспредел.

В нашем регионе тоже хотят ввести правила для самокатчиков. 

Так, в Ярославле мэрией города разрабатывается порядок осуществления деятельности по организации проката электросамокатов и размещения специальных парковок для этого вида средств передвижения. Идут переговоры с предпринимателями, занимающимися этим бизнесом.

По словам заместителя мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития Ильи Мотовилова, в центральных районах города уже размещается около 400 сдаваемых в прокат электросамокатов без привязки к конкретному месту дислокации. 

Услуга проката предоставляется дистанционно, с помощью приложения на смартфоне, расчет ведется по времени пользования. На парковочных площадках нет персонала, который визуально – или по документам – определял бы возраст арендующих СИМы.

Кикшеринг – бизнес по прокату электросамокатов – активно развивается и в Рыбинске. Организатор сервиса заявил, что предлагаются разные варианты скорости – от 15 до 25 км/час, а гарантии безопасности прописаны в условиях предоставления услуги. Но как проверить их соблюдение при удаленном формате взаимоотношений с пользователями? 

Спорные моменты остаются, и установление границ ответственности необходимо для предотвращения ЧП.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5iub/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость