В России вступил в силу ряд новых законов и правил, которые затронут различные сферы жизни
С 1 октября 2026 года в России вступил в силу ряд новых законов и правил, которые затронут различные сферы жизни. Разберемся, что и в каких сферах поменялось и обновилось.
Закон для маркетплейса
С 1 октября вступает в силу федеральный закон о платформенной экономике, который регулирует работу маркетплейсов, сервисов доставки, такси. В нем прописаны правила правового регулирования электронной коммерции, в том числе и посреднических цифровых платформ.
Так, будет создан реестр цифровых платформ. Площадка, которая не включена в реестр, не сможет легально вести посредническую деятельность. Теперь маркетплейс обязан заключить с партнером официальный договор в электронной форме, где прописан четкий перечень санкций, размер и порядок расчета вознаграждения, принципы формирования рейтинга и выдачи товаров в поиске.
Платформа вправе инициировать акцию или применить скидку только после получения прямого согласия продавца. Продавец устанавливает минимальную цену товара, ниже которой площадка не сможет продавать продукцию. Для компаний и ИП обязательна идентификация через ЕГРЮЛ, ЕГРИП и сервисы ФНС.
Платформа будет обязана ежемесячно выгружать в личный кабинет продавца финансовые отчеты, а по запросу предоставлять акт сверки взаиморасчетов с детализацией. Также платформы начнут передавать в налоговые органы данные о доходах продавцов.
Семейная ипотека
Условия программы «Семейная ипотека» обновились. На всей территории РФ (за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленобласти) будут действовать следующие условия:
2% годовых, 10 млн рублей максимальная сумма кредита – для семей с пятью и более детьми, где хотя бы один ребенок не достиг 7 лет на момент заключения договора;
4% годовых, 10 млн рублей максимальная сумма кредита – для семей с четырьмя детьми, где хотя бы один ребенок не достиг 7 лет на момент заключения договора;
6% годовых, 10 млн рублей максимальная сумма кредита – для семей с тремя детьми, где хотя бы один ребенок не достиг 7 лет на момент заключения договора;
8% годовых, 8 млн рублей максимальная сумма кредита – для семей с двумя детьми, где хотя бы один ребенок не достиг 7 лет на момент заключения договора;
10% годовых, 6 млн рублей максимальная сумма кредита – для семей с одним ребенком, не достигшим 7 лет на момент заключения договора.
Максимальный срок субсидирования льготной ипотеки – 15 лет.
Мигранты и трудовые отношения
С 1 октября ФНС будет передавать МВД данные о начисленных выплатах и других вознаграждениях иностранных работников из расчетов по страховым взносам за 3, 6, 9 и 12 месяцев. Срок – не позднее 45 календарных дней после окончания периода. На самозанятых сведения будут выгружаться из приложения «Мой налог».
Иностранный работник обязан обеспечивать не только себя, но и всех членов семьи, находящихся у него на иждивении в России. Совокупный доход должен быть не ниже величины прожиточного минимума, умноженной на региональный коэффициент. Нарушение станет основанием для аннулирования патента, разрешения на работу, а также для отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание.
При аннулированном разрешении иностранцу вместе с несовершеннолетними детьми придется покинуть Россию в течение 15 дней.
НДС на детские товары
Изменяются правила применения ставки НДС 10% на детские товары. Право на нее при продаже товаров в России нужно подтвердить. Для этого необходимо представить сертификаты, подтверждающие соответствие продукции требованиям законодательства.
Защита от вейпа
Ужесточаются правила продажи табачной и никотинсодержащей продукции, включая жидкости для вейпов и сами электронные устройства. Продавать их без специального разрешения нельзя. Его на каждый магазин будут выдавать региональные органы власти.
Местные власти также станут определять границы территорий рядом с образовательными организациями, где розничная продажа такой продукции запрещена. С 1 октября 2026 по 1 марта 2027 года будет действовать переходный период и штрафы выписывать не будут. За торговлю этой продукцией без лицензии после 1 марта предусмотрена административная ответственность, а в крупных и особо крупных размерах – и уголовная.
Правила для стоматологии
Вступают в силу обновленные правила оказания стоматологической помощи взрослым. Теперь обезболивание обязательно при процедурах, которые могут вызывать боль.
Расширяется список специалистов, которые могут оказывать первичную медико‑санитарную помощь (например, зубные техники, гигиенисты, фельдшеры). А сама помощь разделена на три уровня: первичную, специализированную и высокотехнологичную. Также стоматологов обязали проводить осмотр полости рта на предмет выявления признаков злокачественных образований.
Налоги и самозанятые
Уточняется порядок расчета НДС по длящимся договорам в случае изменения налогового законодательства после их заключения.
Если после заключения договора у продавца из‑за изменения законодательства возникает обязанность уплачивать НДС, а покупатель не имеет права на вычет, продавец должен исчислить налог расчетным методом исходя из цены договора.
Изменения коснулись также правил работы самозанятых через цифровые платформы. В частности, если самозанятый через платформу выполняет заказы на одного заказчика более 60 часов в месяц в течение 6 месяцев подряд, то такое сотрудничество будет приостановлено сроком на 2 месяца.
Лимит по сверхурочным
Лимит сверхурочной работы увеличен со 120 до 240 часов в год, но не автоматически.
Базовый лимит действует по умолчанию для всех работодателей независимо от форм собственности и отрасли и составляет 120 часов в год. Расширенный лимит доступен, если возможность увеличения прямо закреплена в коллективном договоре или отраслевом соглашении. Просто приказом руководителя или пунктом в правилах внутреннего трудового распорядка поднять лимит до 240 часов нельзя. При этом ограничение до 4 часов сверхурочной работы в день сохраняется.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n6ko3/

















Комментарии: